В перечне разнообразных профессий есть такие, в которых общество нуждается в первую очередь. Безусловно, в их числе – профессия водителя автобуса.
Все мы (или по крайней мере большинство) – потребители услуги под названием “пассажирские автоперевозки”. Потребители постоянные. Значит, напрямую зависим от “самочувствия” этой сферы. И нам абсолютно не безразлично, что в ней происходит. Нам не нужно, чтобы у перевозчиков были проблемы, потому что эти проблемы немедленно становятся нашими собственными. К сожалению, в нашем славном городе Тюмени наблюдается весьма тревожная тенденция нехватки водителей автобусов. Сразу можно сказать, что одной из главных причин является не слишком высокий уровень заработной платы. Но сегодня мы обратим внимание на другую тему, не менее важную.
Это подготовка водительских кадров – по международной классификации, категории D. Наш собеседник – генеральный директор тюменского учебно-производственного комбината “Автомобилист”, заслуженный работник транспорта Российской Федерации Алексей Шукшин.
– Алексей Андреевич, начнём без предисловий: насколько остра, на ваш взгляд, проблема дефицита водителей автобусов в нашем городе?
– Она достаточно серьёзна. О чём говорит такой факт: в прошлом месяце состоялся большой разговор на эту тему на совещании у губернатора Тюменской области. От муниципалитета в нём участвовали мэр города, директор департамента транспорта, от транспортников – руководители автопредприятий, как крупных, так и мелких. Один из перевозчиков встал и высказал такую просьбу: нельзя ли отменить ограничения на использование в качестве водителей выходцев из среднеазиатских республик?
– Выходит, со своими кадровыми резервами настолько худо, что начинаем уповать на помощь гастарбайтеров?
– Ну, пока не настолько худо, чтобы кричать “караул”, но ясно, что уже сегодня необходимы энергичные меры, чтобы предотвратить ухудшение ситуации. На том совещании я категорически не согласился с тем руководителем. Снять ограничения на использование иностранной рабочей силы – не выход. Что такое гастарбайтеры за рулём автобуса? Страдает культура обслуживания. Ведь далеко не все они хорошо владеют русским языком. Стало быть, не могут разговаривать с пассажирами, отвечать, объявлять остановки – как того требуют правила. Это нередко довольно слабые навыки вождения – отсюда проблемы с безопасностью дорожного движения...
– В какой-то степени можно понять тех руководителей автопредприятий, которые берут в качестве водителей гастарбайтеров. Им просто некуда деваться, нет выбора.
– Да. И плюс это дешёвая рабочая сила.
– Что, по-вашему, в этой ситуации нужно делать? Вы об этом сказали?
– Конечно. Альтернативы нет: нужно готовить своих водителей. Связанные с этим проблемы нужно решать незамедлительно – завтра они могут усугубиться. Несмотря на то, что город испытывает нехватку водительских кадров, подготовка на категорию D сегодня очень незначительна. В основном это переподготовка с двух других категорий – С (грузовой автотранспорт) на D. Также с категории В (легковые машины) на D. Ситуация осложняется тем, что все программы подготовки водителей были недавно изменены и стали более объёмными, как в плане теории, так и в плане учебного вождения. Естественно, возросла стоимость подготовки. Не каждый простой гражданин может заплатить, скажем, 36 тысяч, чтобы переучиться с категории С на D. Или 64 тысячи – с В на D.
– А если с нуля на D?
– Здесь стоимость обучения уже порядка 200 тысяч. И она не может быть снижена. Уровень подготовки на эту категорию должен быть очень высоким, потому что это связано с перевозкой людей. То есть проблема-то серьёзная.
– Наверное, вы высказали какие-то конструктивные предложения, как эту проблему решать?
– Да, мы подробно это обсудили. Суть в том, что здесь не надо изобретать велосипед. Чёткая система подготовки водителей автобусов в нашей стране существовала давно и была весьма эффективной. Молодой человек, решивший, что будет работать на автобусе, приходил на предприятие, где с ним заключали договор. Договор следующий: мы тебя бесплатно обучаем, а ты после этого обязуешься два года у нас отработать. Оплачивало обучение предприятие, которое, в свою очередь, получало на эти цели средства от государства. Поэтому проблемы с водительскими кадрами, как таковой, не существовало. Вернее, она была успешно решена уже в семидесятые годы прошлого столетия.
– Насколько я знаю, активное участие в её решении принимал ваш учебно-производственный комбинат.
– Совершенно верно. Наш комбинат был в числе трёх учебных заведений РСФСР, которым была доверена подготовка водителей категории D.
Несколько слов о программе подготовки водителей этой категории, которая в те времена действовала. Учебный курс “с нуля” предусматривал 135 часов вождения, теорию изучали в течение 6 месяцев. Затем новоиспечённые водители проходили стажировку объёмом 224 часа с водителем-наставником предприятия. Это была очень неплохая подготовка, достаточно сказать, что процент сдачи экзаменов в ГАИ после обучения в нашем комбинате был постоянно близок к ста процентам. Я говорил о том, что такая подготовка необходима нам и сегодня.
– Как вы думаете, вас услышали?
– Не думаю – уверен в этом. Губернатор на совещании пообещал, что необходимые средства на качественную подготовку водителей автобусов будут найдены. Сразу после совещания департамент дорожной инфраструктуры и транспорта города Тюмени запросил у предприятий потребность в водителях на сегодня и на перспективу до 2015 года. Предприятия соответствующие цифры уже предоставили. Эта информация, как я понимаю, нужна для расчётов: сколько денег необходимо выделить, чтобы проблема была решена должным образом.
– Скорее всего, как и в семидесятые годы, практически эта проблема будет решаться на базе УПК “Автомобилист”?
– Да мы не против, если ею будут заниматься и другие автошколы. Но дело в том, что необходимые условия для подготовки водителей категории D на все сто процентов имеет только наш комбинат. У нас замечательный, отвечающий всем современным требованиям автодром, многоопытные квалифицированные кадры преподавателей и мастеров, новейшее учебное оборудование в классах... Мы и сегодня, несмотря на все трудности, ведём подготовку водителей всех “тяжёлых” категорий – С, D и Е (автоприцепы, тягачи). Проблема, в принципе, одна: недобор слушателей. Из-за нехватки (о чём мы с вами уже сказали) финансовых средств у предприятий. Как только средства появятся, проблема дефицита водительских кадров может быть решена в самые короткие сроки.
– Вы на самом деле не против, чтобы другие учебные заведения “автомобильного” профиля составляли вам конкуренцию по части подготовки водителей категории D?
– Абсолютно не против. Пусть будет конкуренция. Главное – чтобы она вела к общим положительным результатам. К сожалению, приходится констатировать, что большинство автошкол, особенно появившихся в последние месяцы, стремятся не к тому, чтобы дать слушателям прочные знания и навыки вождения, а заработать лёгкие деньги на подготовке водителей-любителей. При этом зачастую ведётся такая агрессивная демпинговая политика, что просто диву даёшься. Доходит до того, что обещают людям приобрести водительские навыки за полцены. Вот против такой, нечестной конкуренции, я категорически против.



