«Марс» над рекой

ГИМС и Рыбоохрана в поисках нарушителей

Судно на воздушной подушке «Марс», словно фантом, парит над заснеженной рекой. Желто-кошачьи прожекторы амфибии разрезают рассветные сумерки: вдалеке видны несколько темнеющих фигурок рыбаков. Инспекторы Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Тюменской области и сотрудники Рыбоохраны вышли в совместное патрулирование.

У каждого в этом рейде своя цель: ГИМС фиксирует места несанкционированных переправ и мест выхода на лёд, у «рыбохранинспекторов» – несколько иные задачи.

Сергей Каплин, главный государственный инспектор ГИМС области, рассказывает: «На специальной технике мы можем выезжать практически в любой район области, чтобы проверить: есть ли несанкционированные переправы, места выхода на лед. Мы их пресекаем, а Рыбоохрана в это время занята выявлением браконьеров, обнаружением сетей и других средств незаконного лова».

Далеко ехать не пришлось: лунки с сетями не скрылись от наметанного глаза специалистов. И даже ухищрения браконьеров, замаскировавших «главные» лунки под глыбами льда оказались бесполезны. Потратив несколько минут на «зондирование» подледного пространства металлическим крюком, патрулирующие заключают: «Сеть метров пятидесяти поставлена недавно — лед еще не успел схватиться». Движение за движением, и из ячеи появляются серебристые, в меру упитанные лещи. Инспектор выпутывает рыбу из сети и опускает в родную стихию. За двадцать минут работы «тянем-потянем» освобожденными из сеточного плена оказываются три десятка экземпляров речного «ихтиомира».

По словам сотрудника Рыбоохраны, только за две недели ему пришлось снять более 50 сетей. Согласно Административному кодексу, нарушителям грозит штраф от 1 до 2 тысяч рублей: браконьерам придется «раскошелиться» и на возмещение ущерба за пойманную рыбу, в зависимости от вида улова. Один лещ, например, оценивается в пятьдесят рублей.

Неподалеку от «спасательного» действия колдуют над лунками рыбаки. Методично покачиваясь на своих стульчиках, они время от времени отработанными движениями складывают рядом с собой окуньков-полосатиков. Кстати, отношение к браконьерам у рыбаков тоже не очень доброжелательное.

Местный рыбак Манур: «Ну, а как к ним еще относиться? Горловину перекрывают – рыба не заходит. Никакого отдыха и никакой рыбалки из-за них».

Если браконьера все же задерживают, то обычно он делает вид, что к сетям отношения не имеет — капроновая дешевая «китайка» стоит рублей триста. Поэтому нарушителю проще «откреститься» от орудия лова, чем получить административный штраф. Но и ГИМС с Рыбоохраной не обещают нарушителям спокойной жизни, увеличивая и количество совместных рейдов, и расширяя радиус патрулирования.

Как рассказал Сергей Каплин, в прошлом году за этот сезон зафиксирован случай гибели, связанный с провалом под лед. «У нас ведется информационная работа235-14-1 в общеобразовательных учреждениях города: рассказываем школьникам и студентам о правилах поведения на зимних водоемах. Ведь реки и озера зимой – одни из самых опасных мест. Тонкий лед, промоины и полыньи становятся настоящими ловушками не только для рыбаков, но и для тех, кто решил поиграть на льду или сократить время, пересекая реку по несанкционированной переправе. И хотя толщина льда, например, на Туре, сантиметров тридцать, то есть безопасна, – расслабляться не стоит. Самонадеянность и «прохладное» отношение к собственной жизни, как показывает сводка происшествий, способны подвести как в летнее, так и в зимнее время.


4893