Валерий Клапишевский: «Увидев тайгу, я понял, что останусь в этих краях»

В годы, когда мы жили в стране под названием СССР, молодежь принимала активное участие в освоении Западной Сибири. Невзирая на трудности, неудобства, она делала историю нашего края.

Многие из приехавших тогда юношей и девушек навсегда связали свои судьбы с Тюменской землей. Один из таких энтузиастов – Валерий Иванович Клапишевский.

Валерий Иванович родился в 1949 году в Бердичеве Житомирской области. Там же закончил школу, машиностроительный техникум. В 1968 году был призван в армию в спортивную роту. После службы вернулся в родной город. Но ненадолго. В те годы как раз пошла вторая волна агитации молодёжи за освоение Тюменского Севера. Поддавшись на уговоры друзей, Валера поехал в 1972 году в незнакомую и далёкую Сибирь.

«Мы приехали в посёлок Белый Яр, – рассказывает Валерий Иванович, – ныне это город Белоярский Берёзовского района. Я начал работать в строительном управлении №10 слесарем-монтажником. В этом СУ-10, которое с годами поменяло название, прошёл путь от слесаря до начальника участка. Принимал участие в строительстве грандиозного по тем временам газопровода Уренгой–Помары–Ужгород, за что в 1983 году отмечен орденом «Трудовой славы» III степени. Довелось поработать и на нефтепроводах Самотлор–Альметьевск, Усть-Балык–Омск. В 1985 году был награждён знаком «Ударник XI пятилетки», в 1986-м – медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири». Заканчивал трудовой путь заместителем директора по строительству. На одном месте я отработал 39 лет, вплоть до нынешнего, 2011, года.

Врезалась в память большая авария на газопроводе Надым–Пунга в 1973 году. Все основные сварочные работы в Западной Сибири тогда мы проводили, как правило, поздней осенью-зимой, ведь в остальное время ни проехать ни пройти. Так вот, в результате взрыва на газопроводе без газа остался весь Урал. На место аварии прибыл заместитель министра СССР по строительству (фамилию уже не помню). А мороз был минус 55. Даже воздух звенел, но работать надо. Нам пришлось пять раз резать катушку, однако за два дня аварию устранили. И заместитель министра все эти два дня провёл с нами. Уехал только тогда, когда дали газ.

Ещё одну аварию мы ликвидировали на нефтепроводе в 1999 году уже на Урале, в районе Верхотурья. Тогда нам на ремонтно-восстановительные работы было выделено всего 96 часов. Не подвели, успели в срок. Но кто-то там, далеко, дал такое давление, что на насосной станции сорвало крышу резервуара.

Воспоминания уносят моего героя и в беспокойные 90-е, когда довелось поработать в Болгарии на газопроводе, откуда российский газ шёл в Грецию и Турцию. Жена, Людмила Григорьевна, как всегда, была рядом: работала то диспетчером, то поваром, то комендантом городка. Да и дети, по большому счёту, выросли на трассах. Неслучайно, может быть, и старший сын, Артём, трудится сварщиком в том же строительном управлении, в котором работал его отец.

Буквально за три года до ухода на пенсию Валерию Клапишевскому было присвоено звание «Заслуженный строитель Ханты-Мансийского автономного округа – Югра». Сейчас Валерий Иванович – житель Тобольска, пока ещё не освоился с ролью пенсионера, но считает, что и здесь есть масса возможностей реализовать себя. Было бы желание.


4832