Они выжили в Великую Отечественную. До донышка осушили чашу бед и утрат. Отдали все свои силы для фронта, для победы.
Солдатские вдовы… Судьбы их горьки, как полынь. С одной из них, Евдокией Никифоровной Предеиной, я беседую.
Когда началась Великая Отечественная, женщина работала в колхозе, муж воевал. Ни одного письма не пришло от него. Остались только воспоминания.
Помнит, как 24 декабря 1940 года гуляла вся деревня Предеина Каргапольского района Курганской области на их свадьбе. Восемнадцатилетним Евдокии Фоминовой и Николаю Предеину кричали «Горько!». Кто знал, что через полгода она останется одна…
Николай в ту пору трудился штурвальным на комбайне в колхозе «20-й Октябрь». Когда фашисты напали на страну, как раз шла уборочная страда, и ему прямо в поле принесли повестку из райвоенкомата. Определили Николая в 32-й запасной лыжный полк и расквартировали под Курганом в военном лагере «Увал». Оттуда дошли до Евдокии слухи, что не доедают солдаты. Собрала она с двумя односельчанками мешки с мясом, стряпней, с сухарями и отправилась к любимому. Шла сто километров. И это на последнем месяце беременности! На обратной дороге, видимо, от тяжелых мешков и пережитых волнений, у Евдокии начались схватки. Так, 29 ноября 1941 года родилась дочь, которую отцу не суждено было увидеть.
Пока шла война, была жива надежда на встречу, а с наступлением победы в сердце Евдокии поселилось горе. «Люди вокруг радуются, а я реву», – говорит Евдокия Никифоровна. Глаза ее и сейчас наполняются слезами при рассказе о том времени. Хотя, наверное, она ждала любимого и после войны, откликаясь, вздрагивая на каждый стук калитки, оглядываясь на звук чьих-то шагов… Подросли внуки, и уже они нашли упоминание о деде, что он погиб под Москвой – ушёл в разведку и не вернулся. Потом в Подмосковье обнаружили памятник, на котором стояла фамилия «Предеин». Ни имени, ни отчества. Дальнейшие поиски ничего не дали.
Пять лет назад Евдокия Никифоровна переехала к дочери в с. Шорохово. Окопы давно поросли травой, встали из руин города, а она до сих пор хранит память о Николае Степановиче. Знают о нём и дочь, и два внука, и два правнука с правнучкой.



