И мелькают города и страны…

К этому празднику имеют самое прямое отношение многие наши пилоты. В частности, в начале перестройки из Тюмени выполнялись чартерные рейсы на самолетах Ил-76 в Турцию, Арабские Эмираты, Индию и т.д. А сколько туристов и деловых людей вывезли наши воздушные лайнеры в Западную Европу и Китай?!

Тюменские вертолетчики вышли на международные трассы 20 лет назад. В июне 1991 года по контракту с Организацией Объединенных Наций четыре экипажа Ми-8 прибыли в Анголу, где только что закончилась гражданская война, и наши вертолетчики должны были обслуживать миротворческую миссию ООН.

– Для меня и моих коллег – Евгения Лебедева, Владимира Коваля и Владимира Постникова это была самая тяжелая командировка, – вспоминает Вячеслав Шайхутдинов. – Обстановка в Анголе неспокойная, у населения много оружия, – могут запросто сбить вертолет с земли. К тому же в стране разрушены все коммуникации, нет электричества, проблемы с питьевой водой…

Несмотря на все трудности, пилоты-сибиряки успешно справились со своей задачей, и тюменские вертолетчики получили возможность работать за рубежом.

Двадцатый год летает в загранкомандировки один из лучших вертолетчиков международного отряда Владимир Шупегин. Побывал чуть ли не во всех странах Африки: в Мозамбике, Эритрее, Либерии, Кот-д’Ивуаре, Конго, Западной Сахаре, ЮАР, Судане, Чаде и др.

По контракту с ООН Владимир Александрович работал на острове Суматра (Индонезия), помогая в ликвидации последствий стихийного бедствия – цунами, от которого пострадали тысячи и тысячи людей.

В Испании экипаж В. Шупегина помогал тушить лесные пожары. Дважды побывал он на Гаити, где полицейские ООН вели борьбу с наркомафией. Сейчас Владимир Александрович находится в Афганистане – это его третья командировка.

– Здесь же трудятся два тюменских экипажа Ми-8, которые возглавляют Андрей Климов и Василий Терехун, – сообщил по телефону Владимир Александрович. – На севере страны уже лежит снег. Наши полеты в горах усложняются из-за низкой облачности, туманов и осадков в виде мокрого снега. Иногда приходится возвращаться на землю, не выполнив задания, – мы не вправе нарушать правила летной безопасности.

Далее В. Шупегин сообщил, что работает над очередным фильмом об Афганистане и планирует к Новому году возвратиться домой.

За 20 минувших лет тюменские вертолетчики хорошо зарекомендовали себя за рубежом. Можно назвать десятки имен прекрасных пилотов, которые уверенно летают по международным трассам. И им есть что рассказать.

Например, Валерий Михайлович Финагин, летчик-испытатель летно-испытательной станции (аэропорт Плеханово), побывавший в 2008-м году в Эквадоре, с удовольствием вспоминает, что впервые увидел Тихий океан, действующие вулканы Эквадора, амазонскую сельву. Порадовало его дружеское отношение пилотов этой страны к россиянам.

Вспоминает Валерий Михайлович о командировке в Кению, где открыл для себя много интересного. В Тегеране на него произвело большое впечатление здание посольства, в котором встречались Черчилль, Рузвельт и Сталин.

– Смолоду мечтал полетать по миру, – признается В. Финагин. – И вот когда открылись ворота, мы туда ринулись и открыли для себя много интересного. Сейчас мы можем увидеть мир не глазами некогда очень популярного телеведущего Юрия Сенкевича, а собственными. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Мы сумели по-новому взглянуть на мир, на окружающую нас действительность, и поняли, что наша авиационная техника, в том числе и вертолеты Ми-8 не так уж плохи, как порой нам говорят. А еще мы поняли, что у нас есть прекрасные летчики, которыми может гордиться страна.

227-2-2Лично я благодарен судьбе за то, что рядом со мной на нашей испытательной станции оказались такие замечательные специалисты, как бортинженер-испытатель Геннадий Дмитриевич Котков, лётчик-испытатель Сергей Николаевич Цыпляев, бортрадист-испытатель Александр Дмитриевич Лужбин.

Недаром инструкцией предусмотрено, что испытатели идут в полет с парашютами. Работа эта действительно опасная.

Наш коллектив занимается испытанием вертолетов, вышедших из ремонта. Мы тщательно проверяем работу всех систем и даем вертолетам путевку в небо, гарантируя полную безопасность полетов.


4752