У политических трюкачей и горлопанов здесь нет шансов
Всегда удивляет, когда в пылу предвыборной гонки иные её участники допускают приёмы на грани фола (а то и за грань выходят): могут и оклеветать конкурента, и оскорбить публично, и откровенной ложью да подтасовкой фактов не брезгуют… Для них все средства хороши. Впрочем, с этими деятелями всё ясно. Нахрапистость, бесцеремонность, игра на низменных чувствах – вот их стиль. Но почему они не боятся отвечать за свои действия по закону? Надеются на дальнейшую депутатскую неприкосновенность?
Разыгрывая национальную карту…
Иные политические партии, претендующие на места в парламенте, беззастенчиво разыгрывают национальную карту: их, с позволения сказать, «логика» сводится к тому, что трудности жизни какого-то одного этноса идут якобы от ущемления его со стороны представителей другого народа, и, мол, придя к власти, «мы восстановим ваши права и статус». Вы посмотрите на эти лица «оппозиционеров», когда они находятся на очередном приёме у президента или премьера. Сколько подобострастия и чинопочитания, бог ты мой! И ни единого официального заявления как по части «защиты прав той или иной национальности», так и по линии чиновничьего беспредела (от которого, кстати, страдают все, независимо от национальной принадлежности). Оно и понятно: бороться с социальным злом значительно сложнее, чем просто объявить себя отцом нации или натравить один этнос на другой будто бы в стремлении искоренить истинную причину всех бед народа. А ведь никто не отменял карающее действие статьи закона за разжигание межнациональной розни. Такое ощущение, будто все, не сговариваясь, решили закрыть на это глаза. Дескать, почудят ребята, потешатся, а потом прекратят клоунаду. Но лично мне глубоко противны такие спектакли. Я не хочу, чтобы новоявленные мусолини и гитлеры в показушном радении «за нацию» попросту глумились над нами, пытаясь делить по наречиям и говорам, по цвету кожи и разрезу глаз, классифицируя нас на «первосортных» и иных. Чем кончаются эти публичные игрища политических авантюристов, мы, к сожалению, хорошо знаем из новейшей истории.
Десятки миллионов жертв страшнейшей войны, сотни миллионов пострадавших, увечных, лишившихся крова… И что этим исковерканным судьбам объяснения типа: бесноватым был тот фюрер, «не все дома» были и у его коллеги – будь они нормальны, разве решились бы на такие безумства. Впечатление такое, что нынешних «проходимцев» во власть тоже не очень-то контролируют. Например, та же медсправка на предмет вменяемости. Сомневаюсь, что она есть у них – у всех и каждого, а если есть, то где гарантия, что получена бумажка честным путём? Вот вам и объяснение, почему на политический Олимп может взойти кто угодно. Оборотная сторона демократии?
В своё время Юлиус Фучик призывал: люди, будьте бдительны, имея в виду, что фашизм может проявиться вновь в любое время и в любом народе, маскируясь под что угодно. Лично для себя я выработал такую формулу (применительно ко всякой выборной кампании): надо очень внимательно, пристально присматриваться и прислушиваться к тем, кто пытается пройти во власть, чтобы потом не пожинать горькие плоды их «деятельности» – проще не пустить их туда! Выборы приходят и уходят, а жить-то нам!
Что касается Тюмени, то, слава богу, здесь на протяжении веков и тысячелетий жили разные этнические группы. Их и сегодня немало – до 150 национальностей. Что-то вроде Советского Союза в миниатюре (хотя какая же это миниатюра?). И хорошо, что в такой мультикультурной среде царят мир и согласие, что мудрость берёт верх, если по какой-либо причине кто-то вдруг решит выступить с экстремистскими заявлениями. Тюмень не поддаётся на подобные провокации. По всей видимости, многонациональное наше сообщество выработало своеобразный иммунитет по отношению к таким деятелям. Ясно, что политиками их назвать трудно, скорее, им подходят иные определения: обычные политиканы, жулики от политики, если не сказать хуже…
Все народы равновелики, а этнокультуры – равноценны
Этим безответственным людям, рвущимся во властные структуры, видимо, не хватает соображения («тямы», как говорят в Тюмени), что все народы равновелики, а этнокультуры, включая религиозные убеждения, равноценны, что каждый этнос правомочен гордиться своей историей, культурой, языком и фольклором, что люди имеют право на самооценку и своеобразие, на индивидуальные, этнические, общественные, этические и эстетические убеждения, на свободу передвижения… Позволю себе напомнить им, что Тюмень строили и строят посланцы всех советских республик – многонациональный отряд первопроходцев-«освоенцев» нефтегазовой провинции страны. Азербайджанцы и украинцы, русские и белорусы, латыши и литовцы, молдаване и болгары, татары и башкиры, прибывая в этот край, становились просто северянами-тюменцами, находили здесь свою вторую родину. Это сегодня у нас в ходу такие понятия, как «СНГ», «ближнее зарубежье», «самостийность», а тогда людям разных национальностей делить особенно было нечего.
В сборнике очерков о первопроходцах сургутский писатель Виктор Козлов рассуждает: «Нет, никому не удастся кордонами прервать «горизонтальные», «корневые», а их несть числа! – связи народов. «Железные занавесы рухнули, неужели националистические будут крепче? …С вахтовиками, летавшими с Украины и Белоруссии, из Башкирии и Азербайджана, я имел дело почти полтора десятка лет, со многими душевно подружился». С ностальгией вспоминает полюбившиеся ему украинские шутки-подначки: «Щоб не було морщин на лыци, ишьте сальце: у нем витамин «цэ», «Та вин «наркотыку» прыйняв: шматок сальця, то и балдеет…». Некоторые из тех прежних друзей писателя оказались сегодня иностранцами, хотя в них «любовь к новообретенной родине пересиливала все остальные чувства…». «Того, кто способен глубоко чувствовать, новоприобретенная родина все равно когда-нибудь взволнует сухим ли пучком емшана, зеленой ли веткой кедра, и он вернется к ней», – оптимистически резюмирует сургутянин.
Строили всей страной…
Их значительное большинство – тех, кто заложил новые города и остался здесь на десятилетия. В августе и декабре 1980 года прибыла на место будущего города Лангепас первая партия строителей из Белоруссии, забившая первые сваи под капитальный брусчатый дом-первенец. Генплан комплексной застройки был разработан минским институтом «Белгоспроект», а возводили сам город строители из Гомеля, Солигорска, Мозыря, Молодечно, Гродно, Бреста... Одним из первых белорусских комсомольских отрядов основан и город Губкинский, многие из того отряда живут там и поныне, а мэром города избран комиссар первопроходцев Валерий Лебедевич. А то, ради чего создавались эти города, свершалось и свершается по сей день – из недр добываются нефть и попутный нефтяной газ. А к белорусам присоединились русские, немцы, украинцы, армяне, башкиры, евреи, татары… Вплоть до конца 1987 года в тот же Лангепас летали на работу вахтово-экспедиционным методом татарские нефтяники, но назрел момент создания самостоятельного нефтедобывающего объединения. И этот день настал. 14 декабря 1987 года на собрании трудового коллектива объединения «Татнефть» в Западной Сибири начальник Главтюменьнефтегаза, заместитель министра нефтяной промышленности Валерий Грайфер поблагодарил коллег из Татарии за огромный вклад в дело становления нефтедобычи в Лангепасе и зачитал приказ министра о создании в Лангепасско-Покачевском регионе производственного объединения «Лангепаснефтегаз». Начальная буква «Л» в названии этого предприятия всего через каких-то четыре-пять лет станет такой же, начальной, в обозначении нового нефтяного концерна – ЛУКОЙЛ, но тогда об этом еще никто не знал… Самое интересное, что в душах первопроходцев и по сию пору живет трепетное отношение к этому суровому краю, которое выражается в стихотворных строчках: «Нет, другого мне счастья не надо: /Стал роднее родного для нас / И поистине высшей наградой – / Свет в окошках твоих, Лангепас». И далее непременно про «дружбу народов»: «Белорусы, башкиры, татары /Здесь под солнцем единым живут. /И от всех непременно в подарок – /Уваженье, согласие, труд».
Уникальный в мировой практике проект
Не могу не упомянуть о традиционно-интернациональном нефтяном городе Когалыме. Тамошнюю группу месторождений начинали осваивать башкирские нефтяники. Один из уфимцев Равиль Бикбаев, ставший, как многие его земляки, сибиряком, написал такие поэтические строки: «Нет у нас окраин чужедальних, / Нам близки и тундра, и поля, / Дорог нам Башкортостан родимый / И Сибирь – родимая земля». Были вахты нефтяников и с Украины. Возводили же его посланцы Латвии, Литвы, Эстонии и Азербайджана, строили добротно, аккуратно, продуманно. И свершилось чудо: «средь тьмы лесов, средь топи блат» встал современный город в окружении сосен и песчаных дюн – совсем как и в Прибалтике. Первые улицы назвали соответственно: Прибалтийская, Янтарная, Солнечная… Парадоксально, но самим названием «Когалым» ханты определяли это место как «гиблое, пропащее» и старались обходить его стороной. Выходит, ошиблись?
Тюмень многоязыкая – привычно и удивительно одновременно. Колоритный интернационал дополняли и зарубежные специалисты. И хоть говорят, что Болгария – не заграница, именно болгарские строительные группы в Тюмени, Сургуте, Урае, Нефтеюганске стали одним из первых примеров использования иностранной рабочей силы в Советском Союзе в 70-80-е годы. На январь 1987 года в регионе трудился почти трехтысячный десант с Балкан. Осваивать Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс прибывали и братья-славяне с Украины. «Укртюменьжилстрой» – вот так, в одном слове, сошлись два крупнейших региона страны. В состав треста входила бригада монтажников Юрия Гордиенко, которым выпало возводить город Ноябрьск. И оказалось, что в формировании кадрового потенциала ведущих отраслей Западно-Сибирского нефтегазового комплекса участвовали все регионы и национально-территориальные образования страны. Это были выходцы не только из районов традиционной нефтегазодобычи (Азербайджан, Татария, Башкирия, Удмуртия, Северный Кавказ), но и из мест с налаженной строительной индустрией (Молдавия, Армения, Грузия, Узбекистан, Москва и Питер). В Надыме начали работать сразу два строительных треста дирекции по обустройству северных промыслов и газопроводов, десантировавшихся вместе со всей полагающейся инфраструктурой и «штатным расписанием» специалистов. А при застройке тогдашнего поселка Нижневартовск решили применить «ташкентский метод», показавший свою эффективность при восстановлении пострадавшей от катастрофического землетрясения в шестидесятые годы столицы Узбекистана.
Интенсивное освоение территории Тюменского Севера – веление времени и беспримерный подвиг представителей многонациональной семьи советских народов. Можно сказать, уникальный в мировой практике проект. И, конечно, главный смысл грандиозной эпопеи – не только добыть так необходимые нам нефть, газ, лес, рыбу, пушнину, но и благоустроить эти места, сделать жизнь людей лучше, создать самые что ни на есть цивилизованные условия для совместного процветания.
Голосуем за порядочных!
Наш сибирский регион, видимо, наделяет живущих здесь особым внутренним видением. Тебя ценят исключительно по твоим человеческим и профессиональным качествам, остальное – от лукавого. Здесь внимательно изучают, кто с чем идёт во власть, здесь главное – дело, а не пустая звонкая фраза. И пусть горлопаны не оставляют попыток сыграть на эмоциях, у них здесь нет шансов, они не пройдут! No pasaran! В этой связи мне вспоминается известный тост. В нём говорится: в мире есть всего две национальности – порядочные люди и подлецы, так давайте выпьем за порядочных! От себя произношу алаверды: «Так давайте проголосуем за порядочных!».