Генеральный директор ООО ККУ «Тюменская фанера» Альмира Каримова поделилась «оптимизацией и модернизацией»
Сергей ШИЛЬНИКОВ
Накануне выборов власти различных уровней, а вместе с ними и общество, пребывают в размышлениях о том, что сделано (или не сделано), что будет и как вообще жить дальше. Скажем, в недавнем обращении губернатора к областной Думе наблюдателей удивило, что Владимир Якушев с каким-то, можно даже сказать, ожесточением «распекал» АПК, несомненно, лучший кластер областной экономики (валовые показатели там более чем приличные, таких не было никогда, но нет глубокой переработки).
На этом фоне лесопромышленному кластеру, демонстрирующему куда более скромные результаты, досталось «по касательной». Впрямую глава региона «прошелся» разве что по поводу производства фанеры. Он требовал продукции «больших переделов», стало быть, и большей добавленной стоимости.
Губернатор действовал в точном соответствии с пирамидой Маслоу. Её суть сводится к тому, что на нижнем, фундаментальном, уровне стоит безопасность, потом - покрытие физиологических потребностей (чтобы не умереть с голоду), а далее следуют потребности более высокого порядка, в поисках которых, собственно, и пребывает значительная часть сообщества.
Альмира Каримова, человек, по её словам, от политики далекий, всегда придерживалась мнения, что «жить и развиваться надо в тех условиях, которые есть, и этого же требовала от коллектива»: «Любой результат, даже отрицательный, это результат, нужно, чтобы была информация. Здравые идеи витают в воздухе, главное, быть готовым их воспринять, руководствуясь собственным опытом и здравым смыслом».
Собственный опыт и здравый смысл, к примеру, подсказал Альмире Каримовой, что стремительно развивающаяся Тюмень не потерпит в своем центре масштабное фанерное производство. Надо подыскивать другую площадку на окраине города.
Таковая отыскалась на территории бывшего завода ДСП-250, некогда гордости российской деревообработки, где сплошь импортное оборудование показывало чудеса производительности. Производство развалилось в перестроечные времена (плита оказалась невостребованной), а случившийся на заводе пожар превратил все в кучу хлама. Площадку передали фанерному комбинату.
В декабре 2009 года здесь была смонтирована первая линия по производству фанеры европейских форматов итальянской фирмы ANGELO CREMONA, мощностью 30 тысяч кубических метров в год. Сдача второй очереди планируется на конец 2012-го - начало 2013 года. На полную мощность проект планируют вывести в 2015 году (проект осуществляется при поддержке областного правительства и депутатского корпуса на кредит Сбербанка).
Докладывая губернатору на недавнем совместном заседании ассоциации мебельщиков и ассоциации лесозаготовителей о ходе выполнения работ (заседание проходило на территории завода), Каримова говорила о том, что сейчас предприятие «ввязалось сразу в два, я считаю, серьезных проекта: это производство фанеры, где стоимость только одной единицы оборудования, например, сушилки, 80 миллионов рублей. И лесозаготовка - новая для предприятия сфера.
С лесозаготовками дела идут сложно: в Юргинском районе вывозка только начинает организовываться; в Нижнетавдинском районе дело разворачивается; в ближайших планах Аромашевский район. В общей сложности этой зимой заготовкой сырья для тюменского фанерного комбината на юге области будут заниматься порядка восьмидесяти человек (отсюда планируется получать тридцать процентов сырья), что станет серьезным подспорьем для территорий.
Альмира Каримова о подробностях не говорила. Она говорила: «Сложно изыскивать средства. Каждый месяц, когда наступает день платежа, все стоят на ушах». «Вот если бы, - размышляла она, - можно было получить дорогостоящее оборудование по лизинговой схеме (первый взнос, 50 процентов, предприятие должно изыскать само, потом часть денег ему возвращается). Помимо сушилки для второй линии нужен японский лущильный станок (такие станки обеспечивают максимально возможное качество продукции). Неплохо бы заменить пресс «УЗТМ» для прессования большеформатных листов на японский, тот обеспечивает более высокое качество, не говоря уже об энергоэффективности.
Судя по информации Сбербанка, который затратил на первую очередь 545 миллионов рублей, речь идет о миллиарде. Деньги, понятно, большие, но, опять же, с чем сравнивать: если с кластером АПК, где, прежде чем получить ощутимую отдачу, вложили порядка тридцати миллиардов рублей за десять лет, то не такие уж. И то, как подчеркивает глава региона, там нет «глубокой переработки», стало быть, и соответствующего «финансового результата».
Здесь финансовый результат вряд ли нужно будет ожидать десять лет: предприятие, поставляющее продукцию в три десятка стран (сорок процентов фанеры уходит на внешний рынок, шестьдесят - на внутренний, или, наоборот, в зависимости от конъюнктуры), вполне может стать паровозом всей лесоперерабатывающей отрасли.
«Ну а как же все-таки «глубокая переработка?» - ссылаясь на губернаторское обращение, осведомляюсь я. «Фанера - это уже глубокая переработка, - отвечает Каримова. - А вообще Якушев, требуя от нас более глубокой переработки (он единственный из губернаторов, который побывал на предприятии три раза), прав. Из фанеры действительно можно делать заготовки для производства животноводческих комплексов (все-таки дерево, а не пластик, бетон или железо), заготовки для различной мебели. И прочее, и прочее, и прочее. Мы несколько раз подходили к этой проблеме и отходили: нужен современный станок для раскройки, тогда можно будет выходить даже на иностранных производителей. Но это опять деньги!».
Словом, рынок требует соответствующего подхода.