Банк вернет 141000 рублей! Это семь месяцев отсрочки платежей. Может, деньги положить на отдельный счет, чтобы у семьи был свой резервный фонд? Ведь кредит платить еще 27 лет, мало ли что может быть... Или махнуть на новогодние праздники в Египет?
О том, что можно выиграть суд у банка и вернуть свои деньги, взятые кредитором за открытие и ведение счета, уже слышала от знакомых. Каждый такой эпизод согревает сердце: еще у одной простой тюменской семьи будет праздник!
1 июня 2009 года Стойковы взяли в Сбербанке кредит 2 миллиона 700 тысяч рублей сроком по 30 мая 2029 года под 14,25% годовых. По пункту 3.1 кредитного договора они заплатили за открытие и ведение ссудного счета 108 тысяч рублей. Тюменцы обратились в Калининский районный суд города Тюмени с просьбой это условие договора признать недействительным (ничтожным), нарушающим действующее в России законодательство, их права, как потребителей. Стойковы требовали также взыскать с филиала Тюменского отделения Сбербанка №29 ОАО «Сбербанк России» процент за пользование их деньгами, компенсацию за причиненный моральный вред, расходы на представителя.
Суд первой инстанции частично удовлетворил требования истцов и обязал Сбербанк выплатить Стойковым 108 тысяч рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами 16 тысяч 8 рублей, компенсацию морального вреда – 2 тысячи рублей, судебные расходы – 15 тысяч 900 рублей, всего 141 908 рублей.
Кроме того, Сбербанк должен перечислить в доход государства госпошлину – 3 тысячи 880 рублей и штраф – 62 тысячи 4 рубля.
Банк решил не сдаваться и направил кассационную жалобу в Тюменский областной суд. В ней представитель ответчика, доказывая свою правоту, ссылается на Федеральный закон от 15 февраля 2010 года №11-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 ФЗ «О банках и банковской деятельности», п. 4 ст.453 ГПК РФ. Указывает, что истцы не вправе требовать возвращения с ответчика того, что ими было исполнено до момента прекращения правоотношений. Кредитор считает, что у Стойковых нет оснований просить компенсации морального вреда, возмещения расходов на оплату услуг представителя. Уверен, что супруги пропустили срок исковой давности в один год.
Удовлетворяя частично исковые требования Стойковых, суд первой инстанции установил, что им, при оформлении кредита, была навязана не предусмотренная законом обязанность по внесению единовременного платежа (тарифа) за выдачу кредита.
Выводы суда соответствуют пункту 1 статьи 819 ГПК РФ, положению «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (утвержденному Банком России 26.03.2007 г. №302-П). Последний документ говорит о том, что действия банка по открытию и ведению ссудного счета нельзя квалифицировать как самостоятельную банковскую услугу.
Поскольку комиссия за ведение ссудного счета не предусмотрена ни нормами Гражданского кодекса России, ни Законом РФ «О защите прав потребителей», ни другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, соответствующее условие договора является недействительным.
Иные доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение правильность решения суда, кроме того, являются аналогичными, указанным в отзыве на исковое заявление, и уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Срок исковой давности составляет не один год (как ошибочно предполагал представитель ответчика), а три года. Он не пропущен, так как комиссия уплачена 1 июня 2009 года.
Взыскание денежной компенсации морального вреда соответствует статье 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», в части возмещения расходов по оплате услуг представителя – статье 100 ГПК РФ.
Коллегия Тюменского областного суда решение Калининского районного суда города Тюмени от 19 июля 2011 года оставила без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Фамилия участников дела изменена.



