Пять ходатайств – пять отказов

Состоялось очередное заседание областной комиссии по вопросам помилования

Честно признаюсь: лично я к работе в такой комиссии не готов. Потому что чересчур наивен и отчасти слезлив. Боюсь истрепать остатки нервов, взвешивая на призрачных весах все «за» и «против», а потом решительно делать окончательный вывод и продолжать сомневаться в его справедливости. А еще не уверен, что обладаю запасом терпения и тем жизненным опытом, какие присущи каждому из членов этой комиссии. Ведь даже короткое соприкосновение с непростыми житейскими сюжетами способно вызвать у сентиментального обывателя остановку дыхания…

Без руля и без ветрил

34-летний Борис А. имеет диплом о высшем образовании, жену и двоих малолетних детей. Ранним мартовским утром 2011 года он, находясь за рулем автомобиля, задремал, выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с другой машиной. В результате водитель встречной машины и его пассажирка от полученных травм скончались.

По приговору Тюменского районного суда за нарушение Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц, Борис А. получил четыре года исправительной колонии. Вот уже три месяца отбывает наказание в колонии-поселении, где трудится разнорабочим. В счет возмещения ущерба направил родственникам погибших по 70 тысяч рублей. Требования администрации колонии выполняет, замечаний не имеет. По заключению психолога, у осужденного сформировалась готовность к законопослушному поведению. Он обратился в комиссию с ходатайством о помиловании.

Однако потерпевшие категорически возражают о применении помилования к осужденному. К тому же выяснилось, что в недавнем прошлом тот неоднократно (более 13 раз!) привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД. Причем по статьям очень серьезным – за превышение скорости, технические неисправности автомобиля и нарушение правил перевозки детей.

У членов комиссии возник резонный вопрос: что будет, если такой «безбашенный» человек в ближайшее время вновь окажется на свободе и очутится за баранкой автомобиля? Где гарантия, что, будучи даже лишенным водительского удостоверения, Борис А. откажет себе в удовольствии прокатиться по дороге с ветерком? Тем более что статистика утверждает: 90% водителей, некогда лишенных прав, продолжают управлять авто!

Вердикт членов комиссии – ходатайство осужденного Бориса А. отклонить.

Трудности инвалида

55-летний Тимур Х. в июне 2000 года осужден Тюменским областным судом за убийство трех лиц, совершенное по предварительному сговору, а также за незаконное приобретение, ношение, хранение огнестрельного оружия и боеприпасов к 21 году 6 месяцам лишения свободы, со штрафом.

В ночь на 8 декабря 1999 года в селе Вагай один из братьев Тимура в процессе распития спиртного повздорил с собутыльниками. О произошедшей ссоре он тут же поведал Тимуру, и тот принял решение наказать обидчиков. Вооружившись обрезом охотничьего ружья и штык-ножом, мстители подъехали к дому, где еще недавно шумело веселье, и убили сразу троих.

При этом следует сказать, что еще в 1983 году Тимур Х. был приговорен к 14 годам лишения свободы за покушение на умышленное убийство и злостное хулиганство. Срок отбыл полностью, выйдя за ворота колонии в 1997 году.

Не в меру распущенная жизнь на воле и длительное пребывание на зоне оказали крайне плохое воздействие на здоровье Тимура. До такой степени неблагоприятное, что мужчина вынужден нынче передвигаться на инвалидной коляске.

Свое ходатайство о помиловании Тимур Х. мотивирует острой необходимостью пройти курс лечения за пределами колонии.

Но вот какую характеристику дают ему в самой колонии: имеет 18 нарушений режима содержания, допускает употребление жаргонных и нецензурных слов, в содеянном не раскаивается, на путь исправления не встал. Более того, по словам психолога, «склонен к демонстративно-шантажному поведению, способен пойти на неоправданный риск и ввязаться в сомнительные мероприятия».

Немудрено, что и администрация исправительного учреждения, и потерпевшие считают применение помилования в отношении осужденного Тимура Х. нецелесообразным.

Члены комиссии согласились с этим единогласно.

От банальной кражи – к разбою и наркотикам

Такой путь в своей уголовной биографии проделал 29-летний Сергей Г.

В далеком 1997 году он попался на дешевой краже и получил условный срок.

Но уже через пару лет реально сел на 4 с половиной года за угон автотранспортного средства и грабеж. Вышел за ворота колонии по амнистии. А вскоре вновь оказался за решеткой – за разбойное нападение. Освобожден условно-досрочно в феврале 2006-го. В том же году оказался на скамье подсудимых – за незаконные приобретение, хранение и перевозку наркотиков без цели сбыта. Срок наказания отбыл полностью.

В конце февраля 2008 года Сергей осужден к лишению свободы на 8 лет «за покушение на незаконный сбыт наркотических средств (героина) в особо крупных размерах».

В своем ходатайстве осужденный Сергей Г. просит снизить ему срок наказания, учитывая его искреннее стремление вернуться к нормальной жизни, воспитывать малолетнюю дочь.

Из характеристики, предоставленной администрацией исправительной колонии: «Сергей Г. на путь исправления не встал, к труду относится отрицательно. Продолжает поддерживать отношения с осужденными, имеющими на него сильное отрицательное влияние. Склонен к чрезмерному употреблению спиртных напитков. Состоит на диспансерном учете в медсанчасти колонии с диагнозами «хронический алкоголизм» и «хронический гепатит В,С».

Подробно обсудив данную кандидатуру, комиссия пришла к однозначному выводу: Сергею Г. пока рано покидать исправительную колонию.

Участь рецидивистов

Ренату К. всего чуть больше двадцати лет, но он уже неоднократно судим за кражи. В том числе – совершенные группой лиц по предварительному сговору с проникновением в чужое жилище.

Так, в январе текущего года Ренат с приятелем с помощью топора отжал дверь магазина и похитил несколько сотовых телефонов.

В ночь на 17 февраля 2011 года Ренат вместе с подельником снял все четыре колеса с автомашины, стоявшей в одном из тюменских дворов, причинив владельцу ущерб на сумму 18 тысяч рублей. На следующую ночь соучастники похитили еще четыре колеса.

В апреле сломали гаражный замок и похитили велосипед. В мае украли имущество из другого гаража, затем пытались унести две аккумуляторные батареи из пункта приема металла, но были задержаны сотрудниками правоохранительных органов.

Сегодня Ренат хочет начать законопослушный образ жизни и даже вступить в брак с гражданской женой, которая родила ему дочку. Но вся закавыка в том, что, по мнению опытного психолога, молодой человек не готов нести ответственность не только за этих людей, но и за себя. Единственное, на что он сможет рассчитывать не позднее весны будущего года, – подать ходатайство к условно-досрочному освобождению. Да и то при согласии администрации, у которой к нему по-прежнему немало претензий.

Не менее извилист и жалок жизненный путь 40-летнего Олега Н., который, начиная с 2004 года, не раз привлекался к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты средств на содержание двух сыновей, а также за кражу и мошенничество.

Смешно сказать, но имущество, похищенное Олегом из квартиры хороших знакомых, оценили всего в 5690 рублей.

Незадачливый воришка просит учесть полное признание им своей вины, чистосердечное раскаяние и… наличие больной матери.

Неужели и впрямь зона приводит в порядок мозги и будит совесть? Члены комиссии очень хотели бы в это поверить, а потому не стали торопить события. Тем более что срок по рассмотрению вопроса об условно-досрочном освобождении наступит для Олега уже 8 января 2012 года.

Шанс есть у каждого

Председатель областной комиссии по помилованию Владимир Ильич Ульянов всегда с большим вниманием прислушивается к мнению своих коллег. Он говорит: шанс быть услышанным обязательно должен быть у каждого осужденного. И принятое в процессе обсуждений решение непременно должно отражать объективное положение дел, где потерпевшая сторона ни в коем случае не может почувствовать себя еще раз глубоко обиженной.

Как сохранить зыбкий баланс? Откуда черпать силы и мудрость?

Нелегкое это дело – судить и миловать.


4578