Здесь, как водится, по стенам развешаны дипломы и грамоты всевозможных рангов, благодарственные письма. Вот глобус на столе. А вот крупномасштабная карта Европы. Похожа на меркаторскую карту штурмана дальнего плавания: цифра на цифре. Но это не указатели глубин, а указатели расстояний между населенными пунктами.
Чувствую, мой восторженный взгляд перехватили, потому что мило предложили:
– Хотите попутешествовать по миру? Бесплатно.
Кто не хочет. Но Грецию я отверг сразу.
– Там – по ящику показывают – народные волнения: пенсии урезают вкупе с зарплатами. Потому как налицо континентальный финансовый кризис.
– И куда тогда направитесь?
– В Куала-Лумпур, например.
– Нет, в Куала-Лумпур мы пока не ездим.
«Куалу» я придумал, чтобы отвертеться. С недавних пор меня перестали интересовать поездки далее Аремзян – возможно, сказываются возрастные нюансы. Но, чувствую, придется собирать чемодан. На какие только авантюры не идет журналист, чтобы с чувством и со вкусом поведать читателям о людях определенной профессии: я рыбу ловил на сейнере, лес валил, с парашютом прыгал вместе с десантниками авиационной базы охраны лесов – армейские навыки пригодились, магистральную трубу варил, пожар тушил в качестве топорника… Пришло время осветить в газете международные автомобильные перевозки. Именно с данной целью и пришел в организацию, которая называется EUROSIBTRANS – т.е. «Евросибтранс» по-русски.
В этот момент меня пригласили в кабинет Главного.
…Историю конторы я знаю давно, на иерархической полке она для автора там же, где Куликовская битва. «Евросибтранс» примерно полтора десятка лет занимается международными перевозками. До этого фирма была известна как ГАТП (грузовое автотранспортное предприятие) и обеспечивала областной центр продуктами питания: фургоны доставляли от ворот производителя до дверей магазинов, столовых и ресторанов, больниц, школ и детских садиков хлеб, молоко, овощи и фрукты, прочий ассортимент. Словом, горячая точка. Олег Соколов пришел сюда директором «с повышением» из образцового в системе Главтюменьнефтегаза транспортного управления. И вот первое ежеквартальное заседание под председательством зампреда облисполкома Екатерины Бенчак.
– На повестке дня стояло вопросов пять-шесть, в конце – «мой», транспортный, – вспоминает Олег Юрьевич. – Столько ругани обрушилось на мою голову. Получалось, что подвижные единицы не бегают, а стоят. А ведь ежедневно выпускаем на линии 450 машин. Я остолбенел, сказать ничего не мог.
На следующий день вместе с техникой на линии были посланы все заместители, диспетчеры, начальники отделов и участков. Они выяснили, что «зилы» и «газоны» в основном используются кладовщиками, завскладами, даже отдельными грузчиками совершенно нецелевым образом: на дачах, на рыбалке, возить тещу по торговым точкам. Информация легла на стол тогдашнего председателя городского комитета народного контроля Михаила Кондрата. Через квартал – очередное заседание.
– Что у нас с транспортом? – спрашивает Екатерина Бенчак.
А в ответ тишина.
В ценовой политике автомобилист всегда оставался крайним.
– На днях по какой-то ошибке мне положили на стол запрос городской структуры: «Почему дорожает хлеб?». Господи, не может такого быть, чтобы цена оказывалась постоянной: ингредиенты хлеба растут не по дням, а по часам: мука, дрожжи, соль, вода, зарплата пекарям. Сюда же входит и транспортная составляющая: бензин, резина, запчасти. Но я, бывая в кабинете у директора хлебокомбината Геннадия Строчкова, даже не заикался о повышении транспортного тарифа. Потому что понимал: трудно человеку удерживать предприятие, а хлеб – это политика.
Параллельно доставляли завтраки-обеды ученикам школ. При столовой «Рассвет» существовал школьный комбинат. Повара под руководством
А. Пака бесплатно варили, водители О. Соколова – так же даром – развозили. Год готовят и возят за красивые глазки. Второй год. И Олег Юрьевич говорит товарищу по несчастью А. Паку, ныне заместителю мэра г. Ишима: «Как же так, ведь разоримся?» – «Дети-то в чем виноваты, если страна дурная». Однако отправился Соколов к главе города С. Киричуку. Степан Михайлович – хитрый и умный политик – делает вид, что впервые об этом слышит.
– И все же заплатили нам, – продолжает Олег Юрьевич, – но по тем счетам, что предъявлялись нами два года назад. Инфляция все съела без остатка.
Сын, Владимир Соколов, тоже инженер-транспортник, подначивает: «Папа, люди на машинах деньги зарабатывают, а ты в этот транспорт последнее вкладываешь». И тут фортуна улыбнулась директору: удалось ему уговорить Г. Строчкова, чтобы забрал все хлебовозки под свое крыло. Вместе с водителями. Нисколько не обидел: кадры – что надо, ещё с тех добрых старых времен. Старый шофер, коль государственная машина сломалась, на своей личной тачке развезет булки. Но недолго парковалась техника на хлебокомбинате – непростое это дело: беда, коль пироги начнет тачать сапожник… Ныне другая фирма обслуживает пекарей.
– В нашей фирме «Евросибтранс» теперь остались одни дальнобойщики, – поясняет директор. Сейчас я вот уже полтора года сплю лежа. Сам же знаешь, рабочий день начинался в 5 утра – значит, вставать надо в три.
Ох, у автора никакой уверенности в том, что так сладко спится теперешнему руководителю. Забот хватает.
– Мы же сейчас занимаемся международными перевозками, – рассказывает Олег Юрьевич. – А поэтому проводим модернизацию транспорта. В Отечестве ещё полно машин класса «Евро-2», а в дальнем зарубежье и «Евро-3» вчерашний день. Там преобладают подвижные единицы класса «Евро-4» и «Евро-5». Немцы уже строят «мерседесы» класса «Евро-6». Техника становится все лучше в плане децибелов и выхлопов. Европа, в отличие от нас, бережет себя.
– Но ведь это дорогое удовольствие.
– Дорогое. Но мы берем «Рено» и «Ивеко» в лизинг.
– Значит, в кредит.
– Да, это кредит, но не совсем. При лизинге государство возвращает нам НДС. Далее. Компания «ЮниКредитЛизинг» передает нам технику, как членам Ассоциации международных автомобильных перевозок (АСМАП), на 10000 евро дешевле за каждую единицу. Если брать партией, то получается солидная выгода. И банк зарубежный – процентные ставки очень низкие. Значительно ниже, чем в российских банках. И налоги на прибыль для членов ассоциации несколько скромнее.
Добавим к сказанному. Пока сочинялся этот материал, АСМАП договорилась с ЛУКОЙЛом о десятипроцентной скидке действительным членам ассоциации при заправке топливом. Понятно, желающих вступить в это образование, созданное на фундаменте «Совтрансавто», хоть отбавляй. Не всех пускают. Комиссары систематически проверяют и утверждают: «Евросибтранс» соответствует.
На днях слушал выступление министра транспорта Российской Федерации И. Левитина: «Сегодня международные автомобильные перевозки уже вернулись на докризисные объемы». Значит, и нас, тюменцев, касается. Значит, есть что возить.
– Какие страны освоили? – интересуюсь.
– Да всю Европу: Испания, Португалия, Франция… Вот сейчас Москву начнем затаривать к Новому году: игрушки, продукты питания, цветы из Голландии… Тюмень, конечно, не оставим без внимания. В первую очередь выполняем поручения правительства области. Областную научную библиотеку комплектовали оборудованием из Германии, сборные дома возили в Исетский район. Впереди завод по производству утеплителя…
– На кого запишем первый зарубежный рейс?
– Начало положил Александр Горбаченко – в Греции побывал: туда – пиломатериал из Тюмени, оттуда – бананы в Первопрестольную. Он же открыл для нас Англию – по тоннелю под Ла-Маншем. Ничего особенного, только движение в Лондоне правостороннее. Сейчас Горбаченко с сыном открыли свою транспортную фирму. Школа наша – «Евросибтранса». А еще первооткрыватель Сергей Мокринский – ну, ты о нем писал. Поехал, значит, по заданию в Дойчланд. И женился там на немке. Естественно, создал в Ганновере свою фирму. Значит, размножаемся на планете. Недавно Серега гостил в Тюмени: неделю, считай, навещал друзей. Александра Барателли ты тоже знаешь – «международник». Не грузин он, а менгрел. Таких трудоголиков среди людей этой национальности я больше не встречал. На пенсию вышел. Однако еще не бросает баранку.
– Мы не отказываемся от транспортировки грузов по территории России, – менеджер по международным перевозкам Ирина Крупецкая кивает на монитор компьютера, связанному с ГЛОНАСС/GPS. Фигура ползет, оставляя зеленый след.
– Это Марс Яхин на «Ивеко» везет снегоходы из Сургута в Вологду, комментирует Ирина. – Он уже прошел Тюмень, Екатеринбург, Пермь. Заехал в Ухту, где «сбросил» часть груза. За Марсом четыре заправки топливом: три – примерно по сто литров, самая большая в населенном пункте Семзавод: 632 литра 200 граммов. Все под контролем.
Ирина знакомит меня с водителями, готовящимися к «загранке». Это Юрий Калашников и Владимир Кича.
– Не ваш родственник изладил АК-74? – спрашиваю Юрия.
– Нет, но я служил в автороте, и в кабине постоянно имелся сей автомат. И вообще я оружие коллекционирую. Холодное. Уже собрал 49 единиц: ножи, шпаги, сабли, ятаганы…
Калашников первый раз отправляется за рубеж от «Евросибтранса». До этого шесть лет работал на Ямале в американской фирме.
– Значит, – говорю, – английский знаете?
– Ду ю шпик инглишь? Here are my passport and my personal items. I will be met. – Так выражаемся на таможенных пунктах.
Калашников из казачьего рода. Предки в родном городе Черкесске до сих пор держат коня. Но отец – Владимир Иванович – ездил на ГАЗ-51, дед – Иван Германович – осваивал ГАЗ-АА, то есть знаменитую «полуторку», прошедшую по дорогам Великой Отечественной войны. Кстати, «полуторка» в «Евросибтрансе» имеется – 1937 года выпуска. На ходу. В течение года совершает один рейс – 9 Мая, в День Победы. Менеджер Ирина Крупецкая и ведет автора к раритету. По пути узнаю, что девушка окончила институт нефти и газа ТюмНГУ, теперь заканчивает магистратуру транспортного института родного университета. Занимается научной работой. Приятно сознавать, что у тебя экскурсоводом будущий профессор-автомобилист.
Но пора возвращаться к Главному.
– Какая у автомобилистов самая большая проблема? – переспрашивает Олег Юрьевич. – Дороги. Эх, сделали бы хорошую магистраль Москва – Владивосток: широкую, с барьерным ограждением между направлениями движения. Уверяю вас, это на 80 процентов снизит количество ДТП. У нас известные трассы федерального значения соответствуют дорогам между небольшими поселениями Германии. И в кустах вдоль этих никудышных дорог сидят гаишники. В Париже такого не увидишь. Но случись авария – дорожная полиция, как с неба падает.
Зачем Соколову наживать врагов? Переведем стрелки. Председатель АСМАП Е. Москвичев на мероприятии высочайшего уровня произнес:
– Сегодня в России нет ни одной трассы, которая на всем протяжении соответствовала бы не то что европейским, а хотя бы российским стандартам.
Ну, мужики, совсем не праздничный разговор. Давайте как-нибудь в другой раз поговорим поконкретнее. Смею утверждать, наши областные дороги – регионального значения – значительно лучше многих федеральных. Сам ездил за рулем, знаю. Теперь осталось только поздравить автомобилистов с наступающим праздником. Вам слово, Олег Юрьевич.
– Счастья, здоровья и удач на всех широтах и направлениях. И как, говорится, ни гвоздя, ни жезла.
Добавим слова от жен и невест:
– Чтоб любили прекрасных дам, как свои автомобили!