«Возьми немного света моего»

Немало терпения пришлось проявить, чтобы встретиться с моей героиней. Ежедневно востребованная, она считает участие в очередном мероприятии обязательным, независимо от его масштабности. Многие горожане знают ее в лицо, не будучи знакомы лично. Элегантная, подтянутая, энергичная, располагает к общению и прекрасно владеет ораторским искусством.

Пора представить профессионала высокого класса и уважаемого общественного деятеля областной столицы Валентину Федоровну Алексееву.

Она родилась в д. Гусевой, что под Тюменью. Родители, Фёдор Митрофанович и Аксинья Алексеевна, воспитали восемь детей – пять сыновей и трех дочерей. Валя – младшая из них. В первый класс девочка пошла в год начала Великой Отечественной войны и сразу стала взрослой. Семья в ту пору проживала в Винзилях, и все мужчины села ушли на фронт. Директора школы сменила женщина. Помимо учебы, на хрупкие плечи ребятишек легло множество различных обязанностей. Сейчас можно с уверенностью сказать: женщинам и старикам в тылу пришлось бы гораздо тяжелее без помощи детей. Прополка огородов и посевов, сбор колосков, домашнее хозяйство, участие в заготовке сена и дров, сбор грибов, ягод, трав. А еще шили для фронта кисеты, вязали варежки... Однако труд был в радость – всё для Победы! Это согревало душу. Когда в поселок привезли детей из блокадного Ленинграда, за стол сажали своих и чужих, а еду делили поровну. Вместе катались на самодельных конках, салазках, лыжах, самокатах.

Сегодня Валентина Федоровна сама удивляется: «И когда всё успевали? А как задорно играли в городки! Мое детство, несмотря на мрачные вести с полей сражений, осталось светлым, во многом благодаря мудрым, сердечным учителям и моей семье».

Наверное, это свойство характера добрых людей – хранить в памяти только хорошее. Во время учебы в Свердловском медицинском институте переросли в чувства дружеские отношения со студентом из горного института. Ранее они закончили одну школу в Винзилях. Молодые супруги по окончании вузов выбрали Хабаровский край, где Валентина работала врачом станции скорой помощи.

В 1960 году мужа приглашают на работу в Тюмень. Евгений Яковлевич, профессиональный геолог, многое сделал для разведки и дальнейшей разработки нефтегазоносных месторождений Тюменского Севера. Если присмотреться, то на географической карте Тюменская область имеет форму сердца, а река Обь – основная артерия, вдоль которой лежат запасы топлива, столь необходимые стране, и не только ей. Чтобы их извлечь, нужны были людские ресурсы разных профессий. Население Тюмени увеличивалось, а, в этой связи, – и нагрузка на систему городского здравоохранения.

Алексеевой удалось получить разрешение на открытие при городской поликлинике № 3 первого психоневрологического кабинета. Позднее, в 1964 году, такие кабинеты появились в поликлиниках №№ 1 и 6. К тому времени она назначена главным психиатром Тюмени и вынашивает планы открытия лечебного учреждения психоневрологического профиля.

– Валентина Федоровна, почему возникла такая идея?

– Психика человека реагирует на всё. Физическое строение тела у всех примерно одинаковое, а психика – абсолютно индивидуальна. Она зависит от типа нервной системы. Так устроена жизнь, что человек должен решать проблемы, и не каждый может противостоять трудностям. Поэтому назрела необходимость профилактической работы в сфере возникновения социальных болезней. Вот главная задача, которая стояла перед нами.

Начали с помещения. Отремонтировали подлежащий сносу деревянный дом по ул. Первомайской, 2. Не без помощи добрых людей, бескорыстно помогавших доставать материалы, краску, стулья. Как говорится, с миру по нитке… Были трудности, но были и коллеги-соратники, союзники во власти и депутатском корпусе. Наконец, в 1968 году распахнул свои двери первый в области психоневрологический диспансер, который Валентина Федоровна возглавляла четверть века.

Заболевшему человеку нужны квалифицированная помощь и поддержка. В силу своих способностей такой пациент должен трудиться. Это одна из составляющих успешной комплексной реабилитации. Но кто же возьмет на работу алкоголика, наркозависимого или психически больного? Для частичного решения этой проблемы создавали лечебно-производственные мастерские. Пациенту предлагалось обучение новым профессиям.

В старом здании по ул. Кирова открыли швейный цех на 150 рабочих мест. Шили спецодежду, вязали хозяйственные сетки, клеили конверты и др.

С предприятиями Тюмени заключали договоры на реализацию продукции. Добрым словом вспоминает Валентина Федоровна руководителей, которые с пониманием шли на контакт: Хуторянского, Потапова, Харабаджу и др. Всё новые и новые формы работы с пациентами внедряла главный врач. Открывается детское отделение, для определения диагностики и правильного лечебного вмешательства создается специализированная выездная бригада скорой помощи, появляется круглосуточная служба «Телефон доверия» – редчайшее по тем временам явление.

Шли годы, и уже в роли главного психиатра города, понимая, что реальная действительность меняется не к лучшему, наша героиня добивается разрешения на открытие первого наркологического отделения по ул. Барабинской. Позже, в 1986 году, своих первых пациентов принял и специализированный наркологический центр. А причин для этого события было немало: распад Союза, рост безработицы, неуверенность в завтрашнем дне. И опять неутомимая Валентина Федоровна на переднем крае борьбы за оздоровление личности. Равнодушное созерцание и бездействие не свойственно ей.

– Вы сочли недостаточной мерой открытие наркологического центра?

– Да. Мы открывали наркологические кабинеты и наркопосты еще и непосредственно на предприятиях. Утренние планерки на некоторых заводах начинались с вопросов о трудовой дисциплине. И это было мудро со стороны руководства – профилактическая работа по борьбе с социальными болезнями на рабочем месте. Для многих действенно, но если не было положительного результата, то спецкомиссия выносила решение отправлять больного 3-й стадии в ЛТП – лечебно-трудовой профилакторий. Главным же направлением была воспитательная работа, поэтому открывались детские воспитательно-трудовые учреждения – это особая боль души. Совместная учеба с фельдшерами медвытрезвителей, чтобы своевременно выявить начало заболевания, тоже давала хороший результат. Считаю, что в Тюмени при поддержке власти и депутатского корпуса сформирована четкая структура оказания правильной наркологической помощи.

Немало сил положила В.Ф. Алексеева на охрану социального здоровья жителей нашего региона. Этому способствовал и ее депутатский статус – сначала в городском совете, а затем – в Центральном округе Тюмени. Кроме того, она находила понимание и поддержку заведующих отделами областного и городского здравоохранения.

Последние два десятка лет все ее время отдано не менее беспокойному детищу. Председатель правления, затем президент Тюменского областного отделения Российского фонда милосердия и здоровья ежедневно в гуще событий, среди людей, которым отдает частичку души. Фонд призван возрождать и утверждать идеалы добра и гуманизма. Это трудно делать, сидя за офисным столом. Ее беспокойная натура не знает отдыха. Переговоры со спонсорами, встречи с молодежными организациями, волонтерами, общественными объединениями, ветеранскими сообществами... У нее много помощников среди добрых, отзывчивых на чужую боль людей. Валентина Федоровна умеет сплотить вокруг себя команду единомышленников.

Не стану перечислять содержание социально значимых акций и проектов, все они носят благородный характер («Чужой беды не бывает», «Собери ребенка в школу», «Благо – даром» и многие другие). Не буду также называть все общественные нагрузки, должности и посты нашей героини. Обилие таковых еще раз доказывает востребованность нашей землячки, деятельность которой известна многим за пределами города. Жизнь уже давно проверила ее на прочность. Вклад В. Ф. Алексеевой в развитие принципов   гуманизма по достоинству оценивается, о чем свидетельствует количество наград и званий. Среди прочих – орден Трудового Красного Знамени, «Отличник здравоохранения», звание лауреата премии им. Муравленко за вклад в развитие области... Ее фамилия занесена в «Книгу Почета Сибири» под №1 – «За деятельность по социальной поддержке детей-сирот, людей преклонного возраста, утверждение идеалов добра, гуманизма и милосердия».

– Валентина Федоровна, откуда эта неуспокоенность? Давно можно было бы почивать на лаврах.

– Из семьи. Генетические корни, устои, традиции – все оттуда, от предков, родителей. Я иначе себя не мыслю.

– А личная жизнь сложилась?

– Да. Я абсолютно счастливый человек. У меня один брак, в нашем роду не было разводов. С мужем, Евгением Яковлевичем, мы вместе прошли путь в 53 с лишним года. Он был мне другом, соратником, советчиком. Его недавний уход поделил мою жизнь на «до» и «после». Наши супружеские отношения строились на взаимоуважении и компромиссе.   Только на таких условиях брак обречен на удачу. Проверено опытом. У меня состоявшиеся умные дети и внуки. Теперь вот появился и чудо-правнук. Надеюсь, что он не подведет нас в будущем.

– Хотели бы что-то изменить в жизни?

– Изменить? Нет. Такова судьба, но я тоже старалась, чтобы она была не хуже. Довольна итогами на сегодняшний день.

– Планы есть?

– Их «громадье», как говорил Маяковский. Все озвучивать не буду, а про дом милосердия скажу. Хотелось бы открыть такой клуб или дом, как хотите назовите, по интересам, чтобы сердцу каждого приходящего туда было в нем мило.

Мне хочется привести здесь поэтические строчки еще одного известного тюменца, Валерия Борисова:

«Мы в детстве были много откровенней.

«Что у тебя на завтрак? Ничего.

А у меня хлеб с маслом и вареньем,

Возьми немного хлеба моего».

Прошли года. Мы все другими стали.

Теперь никто не спросит никого:

«Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?

Возьми немного света моего».

Вот так и несет частичку света своего людям общественный лидер, мудрая и человечная, земная и воплощающая в жизнь мечты Валентина Федоровна Алексеева.


4143