Атланты и таланты

Станет ли дополнительная педагогика основной?

Мимо Сорокинского центра детского творчества равнодушно не пройдёшь. Порадуешься ребячьей выдумке или как минимум улыбнёшься. У входа   стоит на страже домовой, покровитель волшебного царства мастеров. Сработано диковинное существо из… старого пня.   А внутри, на полках и в витринах, красуются плоды детской фантазии всех цветов и форм…

Когда-то здесь размещался районный комбинат бытового обслуживания. Морозы выжили мастеров из аварийного здания. Дом передали Марии Калиновне Поздеевой и ее команде. И преобразили   старый дом добрая воля, умелые руки да горячие сердца…

Всего три года осталось до полувековой отметки в педагогическом стаже   руководителя Сорокинского центра детского творчества. Сама она из тутошних – родом сибирячка из Новоберезовки (это по соседству, в Аромашевском районе). Училась сначала в Тобольском, затем в Голышмановском педучилищах. Львиная доля приходится на преподавание в начальных классах. Если учесть постоянную жажду самообразования, то учится она практически всю жизнь.

– Как же это получилось, что вы «изменили» своей основной профессии? – спрашиваю у нее.

– Ничуть, – отвечает Мария Калиновна. – По-прежнему вожусь с разновозрастной ребятнёй – от пяти до двадцати пяти…

– Работа у педагога дополнительного образования намного сложнее учительской, – считает Поздеева. Драгоценный опыт, накопленный за долгие годы, даёт ей возможность сравнить специфику труда. – К учителю ребенок придёт волей-неволей. И не важно, интересен он или нет, любят его дети или не любят, но в классе ребенок быть ОБЯЗАН. А к нам дети приходят только тогда, когда им ИНТЕРЕСНО. И ни мамы, ни папы не затащат их в кружки – декоративно-прикладные, туристические, спортивные, вожатские, досуговые, профориентационные. Как говорится, почувствуйте разницу…

– Значит,   дополнительное образование – это высший пилотаж педагогики?

– Совершенно верно. За семнадцать лет работы в коллективе убедилась, что дети идут заниматься к конкретному человеку и влюбляются сначала в педагога и затем уже в его дело. Поэтому в дополнительном образовании нужно вывернуться наизнанку, чтобы сохранить детский контингент. И создать материальную базу на селе намного сложнее, чем в городе, где плотность населения и родительская платежеспособность   несравнимо выше.

– И как выживаете?

– Выживаем за счёт энтузиазма педагогов, влюблённости их в свое дело. Наталья Сергеевна Федоренко пятнадцать лет трудится здесь. Ее питомцы– настоящие дизайнеры одежды, создают эксклюзивные вязаные модели. Татьяна Сергеевна Ильченко со своими ребятами творит шедевры из бросового материала – сухих веток, листьев, обрезков кожи. Ольга Григорьевна Любич научила многих ребят петь под аккомпанемент гитары. Елена Владимировна Слюсарева учит сорокинских ребятишек тонкостям бисероплетения. Осмик Вычегановна Назарян, профсоюзный лидер, сумела создать в коллективе добрую атмосферу. Неслучайно наша ученица Леночка Фоминцева возвратилась к нам в качестве педагога. Сейчас наши ребята задумали выполнить костюмы всех национальностей, проживающих в Тюменской области. Наши ученики, к примеру, могут самостоятельно пошить себе костюм. Наши звёздочки Лена Дёмина, Эдик Казаков, Артём Винтер были постоянными участниками областных выставок и без призов никогда не возвращались. Они и выбрали свои профессии именно в нашем коллективе.

– Может быть, всё дело в неправильном названии вашей миссии? Какое же это ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ образование, если для многих ребятишек оно становится ОСНОВНЫМ делом их жизни? Как вы лодку назовётё, так она и поплывёт. Не от названия ли столь пренебрежительное отношение к вашей профессии?

– Тем более что основная школа и мы, – подхватывает Поздеева, – это две параллели, которые друг без друга не смогут существовать. Мы в одной связке решали множество проблем на качественном уровне. Но совершенно непонятно, почему центры детского творчества оторвали от образовательной отрасли и передали в департамент молодёжной политики. Говорили, что улучшится финансирование, но за два года работы в новом качестве положение не изменилось. Спасибо областному правительству за капитальный ремонт, который был проведён четыре года назад. Детям здесь очень комфортно. Мы стараемся содержать здание в порядке. А улучшить материальную базу своими силами в сельской местности, повторяю, невозможно. Не каждый родитель в состоянии дать своему чаду денежку на кружок. И без дополнительной поддержки, без финансирования часть детей невольно мы выгоняем на улицу, оставляем их без присмотра. Со всеми вытекающими последствиями…

Покидаю гостеприимный дом. Вслед мне улыбается добрый домовой. Словно подбадривает: ничего, мол, старина, что-нибудь придумаем… А что придумаешь в «дополнительной» отрасли, которая десятилетиями держится на увлечённых энтузиастах, на «атлантах»?..

Ситуация, как в песне «Из них ослабнет кто-то, и небо упадёт…»


4152