В августе 1942 года линейный корабль «Адмирал граф Шеер», используя благоприятную ледовую обстановку в Карском море, прорвался из Норвегии к проливу Вилькицкого. Его целью был караван военных кораблей-эсминцев, двигавшихся с Дальнего Востока вдоль побережья для усиления Северного флота. Встреча с ледокольным пароходом «А. Сибиряков», который шел на Северную Землю со сменой полярников, сорвала планы фашистов.
Руководство Главсевморпути на Диксоне заранее предупредили о появлении в Арктике немецкого рейдера, поэтому были приняты все меры по защите конвоя и базы на острове. Однако рейдер имел еще одну цель – забрать группу диверсантов из полка «Бранденбург-800», перед которыми стояла одна задача – захватить штаб Западного сектора Арктики. В его трюмах также находилось большое количество стрелкового оружия и боеприпасов.
После Диксона диверсанты планировали пройти вдоль правого берега Енисея к Дудинке и Норильску, где намеревались поднять восстание заключенных «Норлага». На секретных базах в этом районе уже находились инструкторы, подготовленные в диверсионном центре «Предприятие Цеппелин» и доставленные в Арктику немецкими подводными лодками.
…Когда планы Гитлера одержать победу в войне с Советским Союзом к концу 1941 года сорвались, командование вермахта в марте 42-го принимает решение организовать большое количество разведывательно-диверсионных подразделений, переданных в состав управления АМТ-4. Руководил 4-м управлением бригаденфюрер СС Вальтер Шелленберг.
После окончания войны были обнаружены документы о деятельности отдельных подразделений 4-го управления. В нем предлагалось с лета 1942 года проводить массовую заброску разведывательных, диверсионных, повстанческих групп в районы крупнейших и наиболее удаленных лагерей, входивших в состав ГУЛАГА, которых в сибирской тайге и заполярной тундре было более чем предостаточно. Подготовку «спецалистов» для этой цели проводили в центре «Гауптлагерь Яблонь», расположенного недалеко от польского города Люблина. Уполномоченные штаба «Валли» (специальный орган по координации разведывательно-диверсионной деятельности на Восточном фронте) отбирали курсантов. Предпочтение отдавали бывшим командирам Красной армии, саперам, связистам и военнопленным с большим кругозором. Выпускники центра должны были организовать в местах пребывания «врагов народа» повстанческие отряды, которые совместно с заключенными лагерей ГУЛАГА могли заблокировать трассу Главсевморпути, сорвать поставки по ленд-лизу через Мурманск. За взаимодействие будущих повстанцев с диверсионными группами отвечал руководитель «Политического центра по борьбе с большевизмом» бывший командир 102 стрелковой дивизии 21 армии полковник И. Бессонов. Ранее он руководил отделом боевой подготовки Главного управления погранвойск НКВД и хорошо знал расположение сибирских лагерей. Планировалась выброска двух воздушных десантов из шести тысяч человек в районы Архангельска и Транссибирской магистрали. В трюмах линкора «Адмирал граф Шеер» хранилось большое количество стрелкового оружия и боеприпасов для вооружения будущих повстанцев.
Для проведения операций в Заполярье и Приуралье на базе «Предприятия Цеппелин» в 1943 году организовали центр «Русланд-Норд» под руководством обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельта. В финском городе Рованиеми работала в интересах «Русланд-Норд» разведывательно-диверсионная школа АГ-204, готовившая дальних разведчиков и диверсантов. В места проведения операций группы доставлялись самолетами специальной эскадрильи люфтваффе ФВ-200, Ю-86 и другими с большой дальностью полета.
Летом 1943 года начались активные действия воспитанников разведшкол в советском Заполярье. Диверсанты уничтожали базы и склады с продовольствием, пускали под откос составы с военными грузами, убивали командиров Красной армии и сотрудников НКВД.
После 1939 года несколько сотен тысяч человек из Прибалтики, Польши, Западной Украины и Белоруссии были депортированы на Крайний Север и направлены на лесоразработки и горные работы. Среди них и планировали проводить вербовку немецкие агенты..
В январе 1942 года в лагере поселка Лесорейд, расположенного недалеко от Печоры, произошел бунт заключенных. Они даже захватили районный центр – поселок Усть-Уса. Войска НКВД жестоко подавили выступление. Часть заключенных сумела уйти в тайгу, судьба их неизвестна.
В 60-е годы команда моряков Северного флота проводила боевое траление в Обской губе. Двое моряков вспоминали о странной встрече с человеком, вышедшим к их костру с дробовиком. При разговоре выяснилось, что он не знал о прошедших в стране изменениях за последние двадцать лет. Мужчина рассказал, что группа заключенных после восстания скрылась в тайге, где прожила многие годы, не имея связи с внешним миром и не зная ничего о современной политической ситуации в мире. В конце 80-х в одном из «богом забытых» малых поселков на берегу Обской губы обнаружили диверсанта из заброшенной спецгруппы центра «Цеппелин».
Сейчас трудно определить места пребывания диверсантов на Крайнем Севере, но иногда сама природа помогает раскрыть тайну. В конце 90-х годов на берегу Гыданской губы нашли специальный контейнер, рядом останки мужчины в форме командира Красной армии. Оба его парашюта зацепились за верхушки деревьев. В карманах комбинезона погибшего обнаружили удостоверение личности на имя старшего лейтенанта Рыбникова Михаила Сергеевича, командировку, выписанную 20 февраля 1944 года. В сапогах погибшего были спрятаны документы офицеров НКВД Ямало-Ненецкого и Таймырского национальных округов. В контейнере находилась радиостанция «Блаупункт» с запасными батареями и лампами, пистолеты «ТТ» и «Вальтер», четыре автомата МП-40, запас продовольствия и большая сумма денег.
По всей вероятности парашютист был одним из членов группы, заброшенной для проведения диверсий на предприятиях Урала. То, что таких групп было несколько, указано в рассекреченных документах «Смерша». Штурман самолета допустил ошибку, отклонившись от заданной точки выброски на несколько сотен километров. Из шестерых парашютистов через четыре месяца двое вышли к железнодорожному переезду и сдались в плен.
Активность доставки на острова и побережье Арктики с лета 1942-го до осени 1944 года метеорологических, разведывательных, диверсионных групп возрастала. На острове Александры архипелага Земля Франца-Иосифа строительная организация Тодта умудрилась построить аэродром для посадки и взлета тяжелых колесных самолетов и стоянку для подводных лодок под скалами. Полуостров Таймыр после окончания войны был исследован геологами, которые нашли там залежи полиметаллических руд, в том числе вольфрама, бериллия, золота. Вполне возможно, что целая группа подводных лодок Германии занималась перевозкой стратегических материалов для промышленности с полуострова Таймыр. Обеспечивать секретность баз и объектов могли специально подготовленные выпускники разведывательно-диверсионных центров.
Арктика строго хранит свои тайны. Только постоянное исследование ее просторов полярниками и учеными позволит спустя десятилетия приподнять эту завесу.



