Из полёта не возвратились…

Официально этой даты пока нет в календаре, но для ветеранов авиации уже становится традицией отмечать в сентябре День памяти погибших экипажей.

Инициаторами выступили москвичи. Их поддержали коллеги из ряда российских городов, в том числе и Тюмень. Герой России Владимир Шарпатов призвал земляков последовать примеру московских авиаторов.

Субботний день 24 сентября, словно по заказу, выдался теплым и солнечным. Сбор ветеранов, пожелавших поехать на Червишевское кладбище, чтобы почтить память погибших в авиакатастрофах коллег, был назначен на 11 часов утра в аэропорту Плеханово. Именно здесь практически у каждого из них начиналась летная карьера в 60-70-е годы минувшего столетия. Отсюда уходили на север области вертолеты, которым не суждено было вернуться.

По зову сердца я присоединилась к собравшимся в Плеханово, ведь среди погибших были давние знакомые, о которых я, как корреспондент газеты «Авиатор Тюмени», писала очерки, зарисовки, репортажи.

И вот ветераны неба на Червишевском кладбище. Первая остановка у могилы командира Ми-26 Владимира Пережогина. Возложили венок. Минута молчания…

Не было вины экипажа в случившейся катастрофе. Нелепая случайность оборвала несколько жизней. Экипаж перевозил на внешней подвеске основание буровой вышки. Приблизительный вес – 18 тонн. Во время транспортировки лопнул трос, груз оборвался, а трос попал в лопасть винта. Вертолет камнем рухнул вниз и сгорел в пойме Оби… Случилось это под Ханты-Мансийском.

Под Тобольском экипаж Ми-10 Владимира Меньшенина попал в снежный заряд. Груз, перевозимый на внешней подвеске, как говорят пилоты, «разболтало»… Вертолет разбился. Уцелел только второй пилот Сергей Щербань – при ударе его выбросило через блистер из кабины. Были тяжелые травмы, но летчик остался жив.

21 апреля 1989 года под Ханты-Мансийском экипаж Ми-10 Валерия Рагулина перевозил на внешней подвеске балок. Во время транспортировки оборвался лист с обшивки крыши, который попал в хвостовой винт вертолета, оборвал его, и вертолет, став неуправляемым, рухнул вниз…

Под Сургутом в 2001 году разбился экипаж вертолета, где командиром был Владимир Чень.

В 2004 году в Сьерра Леоне (Африка) из-за облачности врезался в гору экипаж Александра Новосёлова…

Говорят, смерть причину найдет. Нет неуязвимой техники, при самом большом опыте работы нельзя предусмотреть все нелепые, непредсказуемые случайности.

– Я поверил в судьбу, – рассказывает бывший бортрадист самолета Ан-12 Петр Белоглазов. – Дважды избежал смерти, отказавшись от вылета по необходимости, и оба рейса, от которых отказался, закончились катастрофой. На Мысу Каменном разбился самолет Ан-12 Бронислава Бурлова, а под Сургутом упал в озеро и ушел под лед экипаж Константина Адамовича, перевозивший рыбу.

– Тогда по стране разбились несколько самолетов Ан-12, включая и военные, и был приказ министерства прекратить полеты на этих самолетах. Так вот Константин Иванович Адамович, вместе с экипажем до последней секунды боровшийся за жизнь, фактически спас оставшиеся самолеты Ан-12. Комиссия, дотошно разбиравшаяся в причинах ряда катастроф, изучив записи «черного ящика» с самолета Адамовича, выяснила, что все дело в антиобледенительной системе. Предполагалось, что самолеты падали из-за обледенения стабилизатора, а причина крылась в обледенении крыла…

– Хороший человек был Константин Иванович, – вспоминает заслуженный пилот СССР Борис Васильевич Сельков. – После Якутии я летал в Тюмени на Ли-2. Командиром был Адамович. Как проверяющий, он слетал со мной рейсом до Тобольска и сказал: «Больше проверять не буду, ты хорошо летаешь!». Такие люди, как Константин Иванович, погибая, помогают выживать другим…

До обидного рано уходили они, гвардейцы тюменского неба, проложившие трассы в самые глухие уголки области, сделавшие всё, что было в их силах для процветания земли Тюменской.

«Вечная светлая память трагически погибшим летчикам при выполнении полетного задания» – эта надпись на стеле, установленной около их захоронения, обелиски на могилах всегда будут напоминать потомкам о славном прошлом тюменской авиации. Каких людей мы потеряли!

Но жизнь продолжается.

Председатель фонда   помощи ветеранам, пенсионерам и инвалидам летного состава Тюменской области, бывший командир эскадрильи Ми-6, летавший в тюменском небе с 1975-го по 1989 год, Владимир Назаров сообщил, что с октября этот фонд будет называться именем Героя Социалистического Труда, одного из самых известных в стране вертолетчиков Юрия Южакова.

– Отрадно, что наши ветераны авиации почтили память погибших экипажей, причем были здесь не только командиры экипажей, но и штурманы, бортмеханики, радисты, – сказал в заключение Владимир Юрьевич, – я благодарен нашим активистам, которые бескорыстно помогают нам в работе, это – Борис Сельков, Юрий Трифонов, Виктор Веселов и другие. И очень прошу через газету выразить признательность за помощь в проведении Дня памяти председателю Тюменской областной Думы Сергею Корепанову, председателю профкома летного состава «ЮТэйр» Олегу Малькуте, генеральному директору аэропорта Рощино Владимиру Полякову.


4001