Судьба лесничих

Сибирские леса издавна славились изобилием. Однако беречь богатство научились в России не сразу. Служба охраны лесов сложилась лишь в XIX веке. В 1839 году казённые боры и березняки разделили на лесничества, которые объединили в округа. Командовали ими окружные лесничие, имеющие права командира батальона армейской службы.

Обласканный судьбой

Тобольское Управление государственным имуществом было создано в марте 1884 года Указом императора Александра III. В ведении новой структуры находились и казённые леса. Вот что рассказывает ведущий специалист Тобольской государственной социально-педагогической академии Сергей Мартынов:

«На территории губернии к 1888 году образовалось 24 лесничества. Самым большим по площади являлось Самаровское. В его состав вошли территории Берёзовского, Сургутского и часть Тобольского уездов.

В 1890 году Самаровским лесничим стал Александр Дунин-Горкавич. В этой должности он пребывал до 1915 года». Однако современники отмечали, что Дунин-Горкавич был больше ученый, нежели просто лесничий. Он прошёл, проплыл и проехал на оленях более 50 тысяч километров, изучая и исследуя реки и леса Севера будущей Тюменской области.

Заслуги Александра Александровича отмечены царским правительством. Оценили его работу и при Советской власти. До сих пор одна из улиц Ханты-Мансийска носит его имя. В июне 2007 года на ней установили монумент исследователю Тюменского Севера.

Позднее всех о своём знаменитом гражданине вспомнил Тобольск. На Завальном кладбище, где похоронены Дунин-Горкавич и члены его семьи, установили памятник. В 2010 году на базе Тобольской биологической станции Российской академии наук торжественно открыли Музей истории освоения и изучения Сибири имени известного исследователя.

В опале

Гораздо круче судьба обошлась с преемником Дунина-Горкавича, Сергеем Куклиным. После трех курсов Петроградского лесного института его призвали в армию – шла Первая мировая война. Вернулся он в лесное ведомство лишь в 1922 году.

Рассказывает заведующий лабораторией Древней истории Сибири Тобольской государственной социально-педагогической академии имени
Д. И. Менделеева Сергей Мартынов:

«В сентябре 1924 года было образовано самостоятельное Сургутское лесничество. Все работы по его созданию выпали на долю Куклина. После предварительного обследования своей вотчины он впервые в истории местного лесного хозяйства написал перспективный план его развития на 1924–1935 годы. Особое внимание Сергей Алексеевич уделил охране лесов. Он писал: «Большим тормозом нормальному развитию лесного хозяйства служит неурегулированность земельных отношений «казны» с так называемым инородческим населением, оно крайне вредно отражается на лесном хозяйстве, открывает доступ в дачи населению и этим осложняет и удорожает управление лесами, затрудняют охрану и служит причиною постоянных лесных пожаров и т. д.».

Главным итогом деятельности Куклина на этом поприще явилось описание лесов вверенной ему территории. Оно значительно богаче конкретными сведениями, чем труды его предшественника Дунина-Горкавича. Кроме того, Куклин проводил большую краеведческую работу. В 1925 году под его руководством состоялось обследование расположенных недалеко от Сургута на Барсовой горе древних городищ. Вместе со своим помощником Н.В. Павловым он составил схематический план, на который нанёс месторасположение сорока городищ.

Современники ценили Куклина как знатока сургутских земель, который тесно сотрудничал с Тобольским музеем, Обществом изучения края и Комитетом северных народностей. Сергей Алексеевич был известен и как крупный специалист-охотовед Урало-Сибирского региона. Он издал ряд статей, посвящённых проблемам охотоведения. Наиболее крупной работой Куклина является книга «Звери и птицы Урала и охота на них».

Но не всё было безоблачно и спокойно в жизни последователя Дунина-Горкавича. В 1924 году им заинтересовался Сургутский РИК. За то, что Сергей Алексеевич помог составить кассационную жалобу своему знакомому и занимался, кроме основной работы, оказанием юридической помощи жителям Сургута, его арестовали. Однако Тобольский окружной лесотдел добился освобождения Куклина и восстановления в должности. Впрочем, не прошло и года, как его вновь отстранили от работы и арестовали. Даже перебравшись в Тобольск, Сергей Алексеевич не смог уйти от козней сургутских властей. Строптивца достали и здесь. Наказание Куклин отбывал в Тобольском изоляторе.

Куклин работал в Тобольском окружном земельном управлении всего три года. За этот короткий срок он сумел сделать очень много для становления службы лесничих в нашем регионе. Жаль, что сегодня этот замечательный человек незаслуженно забыт.


3961