Не Париж, но всё же…

Городские канализационные сети сегодня перегружены. Главный самотечный коллектор отчасти решит эту проблему

Подземный Париж с его катакомбами и городской канализацией, часть которой ещё в девятнадцатом веке стала музеем… Центральный парижский тоннель, несущий сточные воды, по которому можно кататься на лодке, настолько он широк и глубок… Эти мрачные места, отнюдь не пахнущие розами, французские романисты прошлого использовали в интригующих эпизодах своих произведений. Не могут удержаться от соблазна показать подземный Париж и кинематографисты, снимая исторические фильмы. Всё это пришло на память в тюменской… подземке.

Такого, как в Париже, у нас, конечно, нет. Но кое-что, отдаленно похожее, будет. Тюменцы ходят по улицам Салтыкова-Щедрина, Республики, Мориса Тореза, Герцена и не догадываются, что под их ногами, на восьми-, двенадцатиметровой глубине, идет уникальное строительство.

Рабочие и инженеры сургутского предприятия по возведению подземных сооружений «Тюменьспецподземстрой» прокладывают главный самотечный канализационный коллектор города. Протяженность его 2,5 километра. Труба диаметром полтора метра пройдет под упомянутыми улицами до перекрестка Челюскинцев и Камышинской. Вход под землю есть в районе улицы Мориса Тореза – на небольшом по площади участке, обнесенном забором. О том, что здесь идут строительные работы, говорит длинная «рука» экскаватора, которую далеко видно, да стандартный для любой стройплощадки аншлаг, говорящий о том, что и кто строит. И это всё – никаких траншей, огромного количества людей и техники. Но обо всём по порядку.

Да, центральный коллектор – объект, стратегически важный для города, поэтому деньги на строительство выделила Тюменская область из своего бюджета.

Под землю журналисты спустились не сразу и не все. Первыми, как всегда, были фотокоры. И то правда – лучше один раз увидеть, чем сто – услышать. Но рассказ оказался тоже интересным. На стройплощадке в вагончике, увешанном чертежами, корреспондентов встретили заместитель директора и представитель технадзора ГБУ ТО «Дирекция коммунально-хозяйственного строительства» Евгений Лепустин и Ольга Моисеева, начальник участка «Тюменьспецподземстроя» Альберт Сафаргалиев.

– Уникальность коллектора, во-первых, в том, что он проходит на большой глубине. Во-вторых, после ввода его в эксплуатацию (а произойдет это в будущем году) главный коллектор решит проблему центральной части Тюмени по стокам. Помимо этого, разгрузит существующие сети, возьмет на себя cточные воды во время ремонта и реконструкции ветхих труб, а также в случае строительства новых линий канализации. Мощность коллектора позволяет это сделать – он может принять 146 тысяч кубометров стоков. А направятся они на КНС-7, что в районе деревни Копытово, на главные очистные сооружения, где пройдут очистку. После чего сбросятся в Туру, – рассказал Евгений Лепустин. – И ещё одно несомненное достоинство – коллектор самотечный. То есть экономичный, не потребует эксплуатационных расходов, будет работать без участия людей и техники.

Аналогичное сооружение сегодня есть в Сургуте. Во время его строительства использовали новую технологию, которую применили в Тюмени. Метод проходки тот же, что и у метростроевцев. Только там диаметр подземного тоннеля больше. А в остальном, как обычно, – бурится грунт, отделяется вода. Тюмень стоит фактически на болоте, поэтому грунты сильно обводненные. Строители рассказали: отбойным молотком пробиваем в грунте двухсантиметровое отверстие, и буквально за 20 минут фонтанирующая под огромным давлением струя воды намывает 15-20 «кубов» песка. Поэтому прежде чем рыть колодец, от которого ведут подземный тоннель, делают водопонижение. Устанавливают ограждающую клеть, чтобы избежать оползня, тем самым обеспечить проходчикам безопасность работ. В тоннеле прокладывается труба, футерованная полиэтиленом, которая сваривается в процессе сборки. Обладает особой надежностью. Гарантийный срок как минимум пятьдесят лет.

Строительство можно назвать экологичным, подчеркнул Альберт Сафаргалиев, так как дорожное покрытие и благоустройство территории не нарушаются. А всё потому, что центральный самотечный коллектор сооружается бестраншейным способом. О навигаторе, который может протянуть газовую трубу даже под автомагистралью с интенсивным движением, многие слышали. Журналисты видели его в работе. А вот с германским спецоборудованием с лазерной навигационной системой, которая обеспечивает точность проходки, познакомились впервые. Начальник участка отметил: аналогов этому оборудованию немного.

«Мозг» проходческого комплекса находится не под землей, а на поверхности, в уютной операторской кабине. Сегодня руководит проходкой – с помощью панели управления – Виктор Рябенко, специалист с высшим техническим образованием. Весь процесс на экране монитора. Оператор ставит задачи проходчикам, которые ведут монтажные работы. Прораб Иван Квинт сообщил: и у этих ребят образование не ниже среднего специального. Они обслуживают проходческий комплекс, монтируют кабели управления и транспортных магистралей. Монтаж осуществляется сегментами.

– Давайте прикинем, какой объем работ им предстоит выполнить, – уточнил прораб. – Возьмем, к примеру, двести метров тоннеля. С учетом того, что труба трехметровая, проходчикам предстоит только на этом отрезке семьдесят раз (!) осуществить не только её монтаж, но и кабелей управления, гидравлических шлангов и домкратов.

В глубоком и широком колодце тем временем идет какая-то непонятная мне работа. Проходчики – у незамысловатой, на первый взгляд, машины, которую называют «пресс-рамой». Похоже! Вижу, как «натягивают» «нить», уходящую в отверстие в земляной стене колодца. Специалисты объяснили: колодец построен для проходки главного коллектора, а сейчас устанавливают оборудование для прокола коллектора меньшего, 600-миллиметрового, диаметра для перепуска действующих городских стоков в большой коллектор. Пресс-рама – это основное рабочее оборудование для устройства мелкого тоннеля, а «нитка» – геодезическое устройство для выбора нужного направления. Ольга Моисеева заметила:

– На самом деле, это ювелирная работа. Даже строительство того же колодца-камеры, ведь она опускается на 10-12 метров по соседству с действующими (!) коммуникациями.

И чему только современный человек не научился, подумала я. Чего только не умеет делать, какую только технику не изобрел! Даже андронный коллайдер. Судя по последней информации, ученые собираются опять его запускать. Кстати, «труба» колладейра проложена в тоннеле. И здесь сначала проходчики прошли… Выяснилось, не только у физиков не всё получается с первого раза. Ольга Моисеева рассказала, с какими трудностями пришлось столкнуться, когда строили первую очередь пятикилометрового коллектора – «Салтыкова-Щедрина – ДК «Строитель»:

– Были серьезные проблемы с плывунами (насыщенный водой грунт. –Авт.). Строили методом шахтной щитовой проходки. Когда подошли к району ДК «Строитель», эти метры пройти не смогли. Применили очень дорого-стоящий способ заморозки грунтов, но проблему не удалось решить. Строительство на этой точке было приостановлено на несколько лет. И только новая германская технология микротоннелирования, которую сейчас используем, позволила продолжить сооружение коллектора. Причем не задевая существующие коммуникации, потому что идём на большой глубине. Если бы шли открытым способом, такое строительство влетело бы областному бюджету в копеечку. К слову, технология щитовой проходки немного другая. Делали бетонирование шахты тюбингами, люди работали внутри. Грунт разрабатывали практически вручную, загружали им вагонетки и поднимали наверх. Была проблема коррозии железобетона даже от контакта его с воздухом. Когда уже строили вторую очередь, вернулись на тот, первый участок, чтобы исправить недостатки. Сегодня рассматривается вопрос строительства коллекторов в южной части города, в районе улицы Федюнинского и Московского тракта и в Заречье.

Сооружение подземных коммуникаций с годами становится менее проблемным, а значит – более технологичным. И всё-таки ох, и трудная эта работа, по болоту «тащить бегемота».


3946