«Земля и Вселенная: законы гармонии»

Начало в №№ 174, 176, 177.

Другой Эйнштейн

Боюсь, однако, что убийственных аргументов профессора Ацюковского кому-то покажется мало. Я приведу лишь некоторые факты, скрупулёзно собранные физиком В.К. Булавиным.

Можно точно определить, когда родилась легенда об Эйнштейне – это произошло 7 ноября 1919 г. Именно тогда лондонская “Таймс” поведала о сенсационном докладе британских астрономов, обнаруживших, как уверяют, подтверждения теоретических изысканий ученого. Однако сразу в печать проникли и первые интригующие странности. “Статья в “Нью-Йорк таймс” написана неплохо, но там есть одна неточность. Дж.Дж. Томсон, если верить газете, выразился следующим образом: “Это одно из величайших – возможно, самое великое – достижений человечества за всю историю науки”. Слов, которые я выделил, Томсон не произносил, но, конечно, так лучше звучит!..” (Пайс, http://www.nobel.se/laureates/physics-1921-press.html; см. также : Nobel Lectures, Physics 1901-1921 Amsterdam, 1964-70). На самом деле Дж.Дж. Томсон – один из тех “дорелятивистских” физиков, которые упрямо не желают признавать теории относительности”? (А.Ф. Иоффе. “Успехи физических наук”, 1937).

“Широко разрекламированная личность Эйнштейна как единственного автора новой революционной теории довлеет над остальными настолько, что вроде бы и сомневаться неудобно в том, что только он и совершил этот небывалый по масштабу переворот в науке”, – пишет С.Г. Бернатосян, автор книги “Воровство и обман в науке”, а также идеи большой разоблачительной серии “Наука с черного хода” (СПб, 1998). На обложку книги вынесен интригующий вопрос: “Знаете ли Вы, что... теория относительности Эйнштейну не принадлежит? Многие из положений, высказанных молодым физиком-теоретиком, уже были выдвинуты его предшественниками”, а “сооружение не соответствующего заслугам Эйнштейна пьедестала” произошло “благодаря разным подпевалам и не слишком добросовестным историкам науки”.

Н. Михайлов (“Техника и наука”, N 3/83) пишет: «Ключ скрыт в том деле, которым он занимался в возрасте 23-30 лет. Именно за эти семь лет службы в патентном бюро Берна выковалась “специфическая черта Эйнштейна – быстрое проникновение в суть любого дела и его умелое изложение”. Характерно, что “главные научные работы были выполнены именно в те годы и основаны как раз на тех знаниях, которые ему давала патентная экспертиза...» “Изложение велось молодым автором в довольно необычной для научных публикаций манере, без указания идей и результатов, заимствованных из других исследований, без сопоставления полученных выводов с итогами более ранних попыток решения той же проблемы… При чтении статьи создавалось впечатление о полной оригинальности как постановки, так и решения задачи, о первооткрытии всех изложенных там результатов. Только путем сопоставления фактически использованных в этой статье положений с ранее опубликованными статьями на данную тему можно установить несомненную связь развиваемых автором идей с высказываниями предшественников и в первую очередь – с идеями, опубликованными за несколько лет до этого Пуанкаре” (М.И. Панов, А.А. Тяпкин, А.С. Шибанов. Анри Пуанкаре и наука ХХ века. – В кн.: А.Пуанкаре. «О науке». М, 1983).

Вот и “Парадокс близнецов”, приписанный фантазии Эйнштейна, на самом деле обнаружил и использовал в качестве иллюстрации своих трудов французский мыслитель Поль Ланжевен. А до него эффект отставания движущихся часов был замечен и изучен английским физиком Джозефом Лармором в 1900 году”. Списанным оказалось и знаменитое “эйнштейновское” равенство: энергия есть произведение массы на скорость света в квадрате. “За формулу E=mc2 (если бы ее открыл Эйнштейн), за нее одну можно ставить золотой памятник. Но, правда, она была известна и до Эйнштейна, он просто популяризировал ее” (С.Д. Брусин, Л.Д. Брусин). («К новым основам физики», Житомир, 1996). “Мы же знаменитую формулу E=mc2 продолжаем автоматически считать формулой Эйнштейна, игнорируя колоссальный вклад в разрешение этой проблемы П.Ланжевена, Ф.Газенёрля, А.Пуанкаре, О.Хевисайда и Дж.Дж.Томсона” (Бернатосян).

Создание Эйнштейном общей теории относительности (ОТО) – в противоположность СТО – всегда считалось ярким примером разработки и решения проблемы от начала и до конца одним-единственным ученым. Но и здесь не обошлось без попыток влезть на научный Олимп “с черного хода”. И здесь до того многократно обкраденный Пуанкаре “на десять лет опередил Эйнштейна”, создав первую и до 1916 г. единственную релятивистскую теорию гравитации. “И именно эта теория, исчерпывающе объясняющая с помощью сложного математического аппарата физическую сущность тяготения, составила ядро работы Эйнштейна “Основы общей теории относительности”” (Бернатосян). “Замалчивался также тот факт, что математик Д. Гильберт несколько раньше получил и опубликовал основное уравнение этой теории, за которым впоследствии закрепилось название “уравнение Эйнштейна”” (А.А. Тяпкин, А.С. Шибанов. Пуанкаре.)

С уравнением Гильберта случилась поистине удивительная история (см. приложение в кн.: В.П. Визгин. «Релятивистская теория тяготения». М, 1981). Оно было сообщено Гильбертом в частной переписке Эйнштейну, который приставал к первому с вопросами: а что, дескать, у вас получилось? Гильберт долго “темнил”, не желая выдавать свои результаты, но потом раскрыл их до публикации назойливому корреспонденту. И вдруг в очередном послании Эйнштейна с удивлением прочитал: представьте, мол, я еще до получения вашего письма пришел к точно такому же выводу... Тут Гильберт схватился за голову и, кляня себя за опрометчивость, попросил ускорить публикацию статьи со своим уравнением, которое впоследствии все равно назвали “эйнштейновским”...

(Продолжение следует).


3934