Толерантность не беспредельна, но ей надо учиться…

Толерантность, терпение, терпеливость, терпимость… Понятия одного смыслового ряда. И, пожалуй, не сыскать в мире народа более терпеливого, чем российский народ. Сколько над ним проведено экспериментов и издевательств за многовековую историю? Не счесть. Кому-то из руководителей страны, согласно известному анекдоту, однажды даже позавидовали вслух: как вам повезло с вашим народом! С другой стороны, именно эта национальная черта русских, быть может, и позволила выжить огромному количеству этносов, так или иначе вошедших в состав государства и сохранивших свой язык и традиции – вопреки вражеским рассуждениям о России как о «тюрьме народов».

И все же терпимости и взаимоуважению надо учиться постоянно, подчеркивали участники очередного круглого стола в Тюмени, обсуждавшие тему «XXI век – век толерантности». Высказывания представителей различных диаспор, религиозных конфессий, властных структур, ученых, журналистов, «неформалов» позволяли думать о том, что люди хотят слышать и слушать друг друга, что именно в таких спорах рождается истина.

В полиэтнической и многоконфессиональной Тюмени, констатировали собравшиеся, исповедуют, в общем-то, немудрёные принципы: все народы равновелики, а этнокультуры, включая религиозные убеждения, равноценны, каждый этнос правомочен гордиться своей историей, культурой, языком и фольклором, люди имеют право на самооценку и своеобразие, на индивидуальные, этнические, общественные, этические и эстетические убеждения, на свободу передвижения… Однако для благодушия нет места и быть не должно. Надо быть начеку, не поддаваться на провокации, быть ответственными за свои поступки, уметь выстраивать диалог, учиться этому, отмечали участники разговора.

«В нас, что скрывать, неистребимо желание переделать другого, если он не так выглядит, не те одежды носит, не такие слова говорит, не тому богу поклоняется, – говорил один из участников встречи. – Тут главное – признать за человеком право быть другим. Это надо постоянно внедрять в сознание наших граждан».

«Никакие национальные проблемы, проблемы терроризма (читай – фашизма), никакой толерантностью и высоким самосознанием не преодолеть, потому что это явления политического характера, на этом некоторые даже строят свой бизнес», – резонно возражал другой выступающий. В этой связи речь зашла о границах терпимости, которые необходимо четко определить обществом и государством. Основой здесь должна являться законодательная база, определяющая пределы терпения, за которыми следуют различные наказания. Если человек «выходит за рамки», за границы человечности, то по отношению к нему не может быть никакой толерантности. Общество и отдельная личность по определению нетерпимы к уголовным преступлениям, к варварству, к насилию над людьми. Это бесспорно. Ведь все дело в том, чтобы не доводить проблему до крайности. Существует известная, в чем-то даже уникальная формула терпимости, одновременно определяющая эти самые границы: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».

Прозвучал вопрос и по «религиозной» части. Должна ли конфессия отвечать за своих верующих и за свои организации, которые, может быть, не совсем толерантны, а то и вовсе экстремистски настроены к окружающим? Во всяком случае, ни в одной из мировых религий нет такой идеи. «Но самое страшное для конфессии, когда она политизируется, и ее представители начинают давить на своих теологических оппонентов, а также сами политические спекуляции на той или иной религии», – верно подметил один из священнослужителей. «Чуть ли не каждая религия проповедует смирение, и это очень умело используют власти предержащие, – подтвердил это мнение другой участник круглого стола. – Однако пока существуют противоречия в имущественных отношениях, пока люди разделены этими самыми имущественными отношениями, всяческими материальными благами (нажитыми не всегда честно) или их отсутствием, никакая толерантность или религия не помогут.

Есть и пробелы в образовании людей, в знании ими «простых» вещей, и этим тоже пользуются экстремисты всех мастей. «Этно-конфессиональные знания человеку надо давать с детства, с того возраста, когда они могут быть восприняты им, – подчеркивал профессор-религиовед. – Ведь на Земле шесть тысяч национальностей и около пяти тысяч религий, религиозных направлений, толков, сект. И 80 процентов населения – верующие. Из 6 миллиардов 400 миллионов человек пять миллиардов имеют отношение к тому или иному верованию. Давайте уважать их. Еще поэт Николай Доризо написал такие строки: «У каждой нации в душе такое есть, / Что на чужой язык не перевесть. / Хоть кепка отличается от фески, / Я мог бы по-турецки говорить / И даже думать, и кальян курить – / Вот чувствовать не мог бы по-турецки…». Каждый другой, он – другой, и надо это понять. Интеллигентный человек по определению не может быть ксенофобом».

«Мы стоим перед дилеммой, – резюмировал представитель власти, – или мы оставим последующим поколениям нормальное общество, или это будет страна, раздираемая ненавистью, неприязнью. Если все время драться, всё погибнет, и все погибнут. И не будет выигравших и спасенных. Поэтому будем ответственны за свои деяния. Ведь в основе толерантности лежит культура и ответственность. У нас должно быть противоядие против человеконенавистничества и взаимной нетерпимости».


3866