Есть долг. Есть память

Нина ТЕРЕНТЬЕВА

Хорошо, что заговорили о тюменском характере! Есть у нас такой. В этом меня убедила недавняя беседа с учеником Бобылевской школы Евгением Третьяковым.

В собеседники его выбрала не случайно. Парень, несмотря на юный возраст, рассудительный, занят важными делами.

У нас каждое лето работают археологи. Им помогает ребячий отряд «Исседон», созданный много лет назад по инициативе районного краеведческого музея. В составе этого отряда те, кто увлечен археологией, историей. Так вот, Женя Третьяков несколько сезонов трудился в отряде. Нынче раскопки велись близ села Рафайлово. И были находки на месте древнего селения. Потом Женю пригласили на раскопки в Заводоуковский район. И в августе он поехал… Но обо всем по порядку.

Наши ребята летом постоянно ездят с областным поисковым отрядом «Кречет» в Тверскую область на места давних боев Великой Отечественной войны. Ездили и нынче. В составе отряда был и Евгений. Он уже опытный боец.

– Кто-то должен поднять останки бойцов и похоронить их с солдатскими почестями, – рассказывает он. – Это мы и делаем. В августе были в Западно-Двинском районе. Работали по 10-12 часов при любой погоде. Нашли останки 26 солдат. Рядом часто лежит оружие давних лет, нынче даже пачку сигарет обнаружили и старую газету, которая, кстати, неплохо сохранилась, можно было даже кое-что прочитать. Мне словами не передать то волнение, которое испытываешь при раскопе. Когда хороним останки – звучит траурная музыка, мурашки по коже. Чувствуем гордость: мы помогли душам солдат найти успокоение. Кстати, с нами всегда икона – наша покровительница, ведь мы православные. И молитва всегда с нами.

Знаете, я так думаю: работы по захоронению надо было провести еще лет пятьдесят назад. Но лучше позже, чем никогда.

Несколько раз с «Кречетом» побывал в местах боевых сражений и Володя Белоусов, ученик Бобылевской школы.

Женя продолжает:

– Был один случай, когда я поверил в то, что мысль может материализоваться. Шли мы с ребятами по полю, у меня в руках – металлоискатель. Прибор указал место раскопа. Говорю: тут сразу найдем солдата, близко он лежит. Начали копать – и точно, сразу нашли останки. Смотрю на кости и … Приходит мысль, что этот солдат хотел жить. Кого-то любил, дома его мама ждала, а может, уже дети маленькие были. А он без вести пропал, даже фамилию не узнаем. Но похороним его в братской могиле с почестями. И вот еще о чем скажу. Когда мы ехали в Тверскую область, то в поезде разговорились с попутчиками, молодыми ребятами. Они спросили, кто мы такие, куда едем. Мы, естественно, ответили, мол, едем поднимать останки солдат. Они: «А зачем вам это надо? Сколько платят?»

Узнав, что раскоп мы ведем не за деньги, а потому, что есть долг, совесть и память, удивились.

Плохо, что теперь главный воспитатель – теленегатив, и патриотизм сейчас не в моде. Но ведь и такие ребята, как Женя, тоже встречаются. Причем патриотическое движение сейчас растет. И, наверное, все-таки со временем поймем, что нравственные ценности неизменны.

– Два моих прадеда воевали в годы Великой Отечественной. Солдатом был Порфирий Андреевич Первунин, несколько войн прошел Нестер Филиппович Третьяков. Они вернулись с победой, много лет трудились в колхозе родного села. Мы их помним, – добавляет Женя.

Вот где надо искать истоки патриотизма. Любовь к своим предкам, бережное отношение к корням не дает очерстветь душе. Недаром в их школе один из лучших школьных музеев не только района, но и области.

Женя и Володя – активные помощники хранителя истории Марии Михайловны Локотаевой. Это она исходила с ребятами ирюмские окрестности, рассказала о прошлом каждой деревеньки, о старообрядческих истоках, о православии края нашего. После каждой поездки с «Кречетом» поисковики подробно передают это учащимся школы.

…Мы продолжаем разговор с Женей.

– Ты сейчас в 11-м классе. Кем бы хотел стать?

– Точно не определился, но, наверное, буду археологом. «Исседон» поспособствовал моему выбору. Эта наука интересная! Так здорово своими глазами увидеть то, что существовало тысячи лет назад! Самому раскопать пластище истории!

– А твой любимый школьный предмет?

– История. С компьютером вожу дружбу, читать люблю.

– И на домашнем подворье дел много…

– Есть, ведь в селе живем.

– А куда едешь в ближайшие выходные?

– «Кречет» приглашен на полевые учения. Еду учиться!

Таковы рабочие будни Евгения.

А вот что писал лет шесть назад ученик Рафайловской школы, боец отряда «Кречет» Антон Бовдунов:

«Возвращаемся мы с раскопов под вечер.
Гитара в руках начинает мотив «Журавлей».
И исетские парни из отряда с названием «Кречет»
Вспоминают солдат, не пришедших с кровавых полей.
Вы лежите, как братья, под плитой монолитной.
А мы, слезы глотая, повторяем, как клятву:
«Нет, никто не забыт и ничто не забыто!».
А эхо нам вторит: «И не будет забыто!».

И мы повторим: и не будет забыто! Поколение юных как эстафету приняло от взрослых самое святое, что объединяет, – любовь к Родине.

Исетский район.


3842