Савва Мамонтов: 20 памятных лет

Накануне юбилея земляка вспомним о том, как произошло его возвращение на историческую родину

Ялуторовск находится в преддверии крупной даты в историческом календаре России – 170-й годовщины со дня рождения выдающегося мецената и предпринимателя Саввы Ивановича Мамонтова.

Юбилейные торжества начались еще весной в рамках первого этапа регионального фестиваля народного творчества, который носит имя самого известного уроженца земли Ялуторовской. Несколько дней посланцы Тюмени, Ишима, Тобольска и многих других территорий нашей области демонстрировали мастерство и талант в различных видах самодеятельного искусства.

На одном из музейных мероприятий Союзом журналистов Тюменской области, предпринимательскими кругами региона во главе с «Деловой Россией» был объявлен конкурс в СМИ на тему предпринимательства. В начале октября откроется выставка «Жизнь коротка, искусство вечно», где посетители могут познакомиться с уникальными предметами из фондов двух областных музейных комплексов – Тюменского и Ялуторовского, в том числе с девятью подлинными полотнами художников мамонтовского окружения – Левитана, Серова, Коровина, Васнецова. В музейной гостиной состоится дискуссия о традициях и сегодняшнем дне меценатства. Ожидается приезд потомков нашего земляка.

История с чудесным воскрешением С. И. Мамонтова на малой родине интересна и поучительна. В советское время его имя было предано забвению, как и многих других представителей купечества, отнесенных тогдашними идеологами к «паразитирующему классу». О выдающихся заслугах «Великолепного Саввы» (так его называли современники) перед Отечеством говорилось вскользь, когда вспоминали Врубеля, Левитана, Репина, Шаляпина и других корифеев русской и мировой культуры Серебряного века, чей талант раскрылся в подмосковном имении Мамонтовых «Абрамцево» – неофициальном Центре русской культуры. Иногда его имя связывали с основанием первой русской частной оперы, строительством железных дорог от Сергиева Посада до Ярославля, а потом – до Архангельска, постройкой Донецкой железной дороги, давшей надежное сообщение между Донецким угольным бассейном и портом Мариуполь на Азовском море.

Накануне юбилея земляка нелишне вспомнить о том, как два десятилетия назад произошло его возвращение на историческую родину.

В октябре 1991 года в Ялуторовск неожиданно пожаловали представители Ассоциации делового сотрудничества «Арт-менеджмент» из Екатеринбурга и студенты четырех вузов Тюмени и Урала. Интерес у них был вполне определенный – изучение сибирских страниц жизни С.И. Мамонтова, который родился в Ялуторовске 15 октября 1841 года (по новому стилю) и провел здесь детские годы. Именно это событие определило для ялуторовских музейщиков новое направление научно-исследовательской работы – история купеческой семьи Мамонтовых. Фонды музея пополнились интересными материалами, завязались первые контакты с потомками нашего великого земляка. В архивах был обнаружен уникальный исторический документ – свидетельство о рождении и крещении маленького Саввы в Градо-Ялуторовской Вознесенской церкви. Есть немало свидетельств о том, что его отец, Иван Федорович, шадринский купец, хоть и нажил свое состояние на винных откупах, слыл человеком передовых взглядов и привечал ссыльных декабристов в своем доме. Глава семейства был одним из учредителей торгового дома «И. Я. Чурсин и компания», интересы которого простирались от Москвы и Одессы на западе, от Амура и Приморья – на востоке. Через его обширные связи ялуторовская колония декабристов поддерживала контакты с родными и друзьями, минуя царскую цензуру.

Большим событием в культурной жизни России стало празднование в Москве 150-летия со дня рождения С. И. Мамонтова. Специально к этой знаменательной дате на челябинском часовом заводе изготовлено двести карманных часов «Молния» с памятной надписью. Их получили в дар все участники юбилейных мероприятий, в том числе члены ялуторовской делегации (сегодня два примечательных сувенира, переданных участниками той памятной встречи, хранятся в фондах Ялуторовского музейного комплекса).

Ялуторовская делегация в составе градоначальника В. Д. Зимнева, руководителя управления культуры Л. С. Могутовой, начальника СУ-22 В. Е. Филиппова встретилась
с потомками нашего земляка и пригласила их в Ялуторовск.

15 ноября 1991 года город встречал правнуков С. И. Мамонтова – генерального директора научно-производственного объединения тракторостроения Николая Александровича Щельцына и доктора экономических наук Всеволода Олеговича Волкова. Они приехали с группой «Поиск» Ассоциации делового сотрудничества «Арт-менеджмент». Гости встретились с руководством городского Совета, работниками культуры, народными умельцами, посетили предприятия, музей, побывали у дома, в котором, предположительно, жила семья Мамонтовых.

Потомки привезли в Ялуторовск бюст С. И. Мамонтова работы московского скульптора В. Е. Матросова. Он был приобретен на средства, выделенные коллективом Ялуторовского горпищекомбината (директор П. Н. Югринов). В. О. Волков передал в дар музею оттиск на сургуче личной печати С. И. Мамонтова. Весной 1992 года потомки С. И. Мамонтова создали Национальную ассоциацию поощрения искусства и промышленности «Мамонтовский дом», чтобы зарабатывать деньги и заниматься благотворительностью в духе семейной традиции.

173-3-4Весной этого же года в Ялуторовске прошел областной конкурс юных пианистов имени С. И. Мамонтова, положивший начало «мамонтовским праздникам» и ежегодному фестивалю. Нынче он стал уже семнадцатым по счету. Для многих его участников народное творчество стало смыслом жизни, первой ступенькой к вершине профессионального мастерства. Фестиваль помог определиться с выбором профессии участникам танцевального конкурса Т. Афонасьевой, А. Хребтову, А. Ладыгину, И. Чередниковой, А. Кайгородцевой, Н. Юдиной, Г. Кожевниковой, О. Колову, Ю. Красновой, Т. Смирнягиной, О. Малеванник. Они уже имеют своих учеников. Музыкальное образование получили Ю. Чернышева, Н. Гогуадзе, А. Караханян, Р. Салдин, В. Кузнецов, В. Азанов, Е. Николаева, Н. Софейкова, Е. Кузнецова. В московском цирке выступает ялуторовская гимнастка Юлия Чеглакова. На центральном телеканале ОРТ мы часто слышим репортажи нашего земляка – журналиста Алексея Зотова, тоже участника литературного конкурса мамонтовского фестиваля. Самобытная продукция народных умельцев Татьяны Тарасовой и Валентины Блиновой вошла в список «100 лучших товаров России».

В этом же блистательном ряду – уверенные победы юной циркачки Марины Кремлевой на «Евровидении» в Женеве и самодеятельной поэтессы Маргариты Чекуновой – в конкурсе юных дарований имени академика Дмитрия Лихачева.

Родина Саввы Великолепного стала частичкой жизни его потомков. Николай Александрович Щельцын еще не раз бывал в Ялуторовске. Он принимал участие в праздновании 160-летия и 165-летия со дня рождения С. И. Мамонтова. В 2008 году в Ялуторовск приезжали доктор геолого-минералогических наук, профессор Московского инженерно-строительного института, бакалавр православия Сергей Николаевич Чернышев с внуком Серафимом, студентом медицинской академии, а также Сергей Саввич Мамонтов (г. Буэнос-Айрес, Аргентина), предприниматель, занимающийся оптовыми поставками вин из Латинской Америки.

В 1998 году в сквере возле детской музыкальной школы установлен памятник великому уроженцу земли Ялуторовской (скульптор – член Союза художников РФ, почетный гражданин г. Ялуторовска В.Н. Шарапов), удивительно схожий, по мнению потомков, с оригиналом. Тогда он считался первым в стране. Через год памятник С. И. Мамонтову появится в Сергиевом Посаде, а еще через десять лет, в день 140-летия Северной железной дороги, – на привокзальной площади Ярославля.

За 20 лет, миновавших после второго рождения Саввы Ивановича, для его увековечения на родине сделано немало. Вот еще бы хватило энергии на реставрацию родового гнезда Мамонтовых, которое сиротливо ютится на улице Первомайской (Вознесенской)! Здание историческое во всех отношениях. Недавно появились сведения, что в этом доме жила семья еще одной знаменитости – министра мясомолочной промышленности СССР С.Ф. Антонова, почетного гражданина г. Ялуторовска. По проекту здесь предполагается открыть музей предпринимательства.

Несколько слов о финансовом крахе и банкротстве Мамонтова, заключении его в тюрьму по нелепому обвинению в хищении средств акционеров Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Действительно, этот черный эпизод омрачил ему остаток жизни, хотя судом присяжных он был полностью оправдан. Защищали подсудимого «златоуст русской адвокатуры» Федор Плевако и восходящая звезда Василий Маклаков, будущий министр иностранных дел России. Когда присяжные вынесли оправдательный вердикт, зал взорвался от рукоплесканий. Как вспоминал Константин Станиславский, присутствовавший на процессе, толпа «бросилась со слезами обнимать своего любимца». Справедливость свершилась, но слишком поздно. Железнодорожный король был разорен, а его богатейшая коллекция произведений искусства в 1902 году пошла с молотка. Умер он в 1918 году в бедности, но с чистой совестью, погасив все долги. Прах его покоится в Абрамцеве рядом с могилами жены и детей. Не нажил российский миллионер ни роскошных яхт, ни модных вилл на Лазурном берегу. Однако до конца дней своих сохранил любовь к искусству. Вспоминая о своем покровителе, Федор Шаляпин говорил: «Он тоже тратил деньги на театр и умер в бедности. А какое благородство линий, какой просвещенный, благородный фанатизм в искусстве!». Недаром мир искусства считал своим долгом сохранить для потомков образ самого мецената и его детей. Один из лучших портретов Саввы Ивановича принадлежит кисти И. Репина. В. Васнецов запечатлел одного из сыновей Мамонтова в образе Алеши Поповича на знаменитом полотне «Три богатыря», а с картины В. Серова «Девочка с персиками» на нас глядит его дочь Вера.

Многие современные исследователи склоняются к тому, что С. И. Мамонтов стал жертвой интриг. В частности, такую версию высказал заведующий сектором истории департамента внешних и внутренних связей Центрального банка России, доктор исторических наук Ю. А. Петров, с недавней поры директор Института истории РАН, который четыре года назад выступал на научно-практической конференции в Ялуторовске с аргументированным докладом, полностью реабилитировавшим «неудавшегося предпринимателя» в глазах его земляков. По мнению ученого, налицо банальный конфликт между бизнесом и властью, которая использовала банкротство, чтобы забрать под свою опеку крупную компанию, попавшую в затруднительное финансовое положение. В вину предпринимателю ставили то, что на современном языке называется нецелевое использование средств акционеров. Далеко заглядывая вперед, С. И. Мамонтов задумал создать группу тесно связанных между собой промышленных и транспортных предприятий, для чего взял в аренду у государства запущенный Невский судостроительный и механический завод в Петербурге, чтобы потом, после масштабной реконструкции, делать собственные вагоны и паровозы, а для снабжения предприятия сырьем покупает Николаевский металлургический завод в Иркутской области. Но не рассчитал свои возможности. Для модернизации заводов требовались огромные инвестиции. Первые годы он вкладывал в новое дело свои личные средства, но их не хватало, и тогда предприниматель стал финансировать заводы за счет акционерного общества. 173-3-3А когда внутренние резервы были исчерпаны, обратился за финансовой помощью в Петербургский Международный банк, но не смог рассчитаться с кредитом. Не оправдалась надежда на поддержку правительства, которое оказывало содействие в строительстве железных дорог, в том числе и С. И. Мамонтову. После банкротства предприятия достались кредиторам, а затем были выкуплены государством.

В этой связи Ю. А. Петров отмечал: «Процесс над Мамонтовым вызвал большой резонанс в обществе. Многие считали, и небезосновательно, что чиновники и дельцы не могли простить Мамонтову его огромной популярности в обществе как мецената».

Что ж, история должна нас чему-то учить!


3832