От пустопорожнего бумаготворчества, отчётов, заполнения электронных журналов
В нынешнем веке взаимоотношения машины и человека приобретают новые черты. Мы всё более и более начинаем уповать на механизмы, как бы заранее смиряясь со своей вторичностью по отношению к ним. Вот и в обучении детей пытаемся опираться не на личность, а на новую технику, как бы уже загодя решив, что, воспользовавшись ею, наконец-то решим вечный вопрос правильного воспитания и обучения детей.
Панацеей от всех бед выступает Интернет. Как в некрасовском стихотворении «Забытая деревня»: «Вот приедет барин, барин нас рассудит». Проведём в каждую школу Интернет, и произойдёт качественный скачок в обучении детей.
А что такое, собственно говоря, этот Интернет? Источник знаний, как любая библиотека. Знаний часто весьма дурных, к которым начинающему жить человеку до поры до времени лучше и не прикасаться. Знаний хаотичных, разбросанных, в огромных объёмах, в каких школьнику они и не нужны. Знаний, на которых можно паразитировать, не продвигаясь вперёд в своём интеллектуальном развитии ни на шаг: вместо того чтобы читать, выбирать, выписывать, соединять и комбинировать мысли при подготовке реферата, его можно целиком скачать из Интернета и выдать за свой труд. Подобная профанация всех устраивает: и учителей, и родителей – вот только по большому счёту проку от неё почти никакого: в своём развитии ученик где был, там и остаётся. Более того, он вольно-невольно начинает осознавать себя придатком механизма, с которым легко идти по жизни и без которого невозможно что-либо сделать.
За последние годы, говоря о школе, мы привыкли рассуждать не о личностях, а о некоем усреднённом ученике. Может, это потому, что среднюю школу нынче заканчивают все – не только середнячки, не только слабые ученики, но и те, кто в своём интеллектуальном развитии не поднялся выше уровня седьмого класса. Раньше основная масса таких учеников довольствовалась восьмилеткой, шла в училища получать рабочие профессии и ущербной себя ничуть не считала. И действительно, одинаковых людей нет, никто же не требует от всякого молодого человека обязательно вырасти под два метра и иметь косую сажень в плечах. Так отчего же мы требуем от людей, природой не предназначенных для интеллектуального труда, учиться, учиться и учиться? И учатся в школе они совсем не тому, к чему тянется душа их, а алгебрам, геометриям и прочему, что в жизни им никогда не пригодится. Но это же насилие над личностью! И к тому же зачем тратить огромные средства на обучение, зная, что всё это впустую?
Интернет, конечно, нужен ученикам, изучающим предмет углублённо, поставившим себе цель действительно развиваться, получать знания, а не только оценки. Но не будет же такой ученик заниматься поисками знаний в сети на уроках, для этого у него просто не хватит времени, как, впрочем, и у того, кто скачивает рефераты для оценки.
И ещё один момент: за Интернет надо платить, и платить ежемесячно. Потянет ли школа, живущая с постоянным дефицитом средств, эти расходы? Компьютеры к тому же имеют свойство ломаться, особенно, если с ними обращаются дети. Как предусмотреть эти форс-мажорные обстоятельства?
Совсем не хочу сказать, что Интернет в школе не нужен, но уповать на него, показывать в каждой телевизионной программе, посвящённой школе, где репортёр заходится от восторга, ни к чему. Это не более важно для процесса обучения, чем комплект плакатов по предмету.
Кроме того, хочется поговорить об электронном журнале, созданном для того, чтобы родители имели возможность контролировать, как учатся их чада. Не говоря уже о том, что для замордованных лишней писаниной учителей это ещё одна морока, потому что они должны вести две формы отчётности: заполнять, как прежде, журнал, а потом переносить оценки в его электронную версию, – по сути, это мера фискальная, выказывающая недоверие ученику.
Во многих семьях ложь, обман между близкими считается недопустимыми. Обмануть папу и маму – тяжкий нравственный проступок. Дети знают об этом и стараются быть во всём честными, рассказывая родителям как о хорошем, так и о плохом. Не всегда это просто, зачастую ребёнку нужно сделать нравственное усилие, чтобы сказать правду. Родители доверяют детям, и у них с малых лет появляется чувство ответственности за то, что они делают, чувство собственного достоинства и чести. Поэтому у взрослых нет необходимости регулярно контролировать их. Так маленький человек становится самостоятельным и начинает уважать себя.
Много ли тех, кто обманывает своих родителей, кто маленькую спасительную ложь предпочитает горькой правде и наивно считает, что держать ответ завтра гораздо легче, чем сегодня? Я думаю, немного, даже среди тех, кто учится плохо. И стоит из-за этих вралей выказывать недоверие основной массе учащихся, выстраивая систему тотального контроля, способствующую разрушению нравственного климата в семье?
Если же говорить о проблемных семьях, пополняющих школы трудными детьми, то вряд ли там знают, с какой стороны подходить к компьютеру и что такое Интернет. Да если и знают, ничего делать не будут, потому как что требовать от ребёнка, когда сам ты не в лучшем состоянии.
Техника техникой, но это всего лишь инструмент в руках человека, палка-копалка в усложнённом варианте, а родители, отдавая ребёнка в школу, хотят, чтобы у него был хороший учитель, потому что педагогический процесс связан, прежде всего, с тратами душевными. Чтобы их чадо, покидая семью, где его все любят и жалеют, не сталкивалось с холодностью и равнодушием. Чтоб в школе ему было комфортно, как дома, и он не чувствовал в ней себя чужим и ненужным. Не пора ли освободить учителей от пустопорожнего бумаготворчества, отчётов, заполнения электронных журналов, чтоб они могли, вздохнув полной грудью, направить свою энергию в эту сторону?



