Каждый выбирает своё

Новый учебный год – это повод не только для приятных волнений, но и для озабоченности: как жить будем целый год? Какие изменения в законодательстве коснулись школьного образования? Об этом мы беседуем с заместителем директора департамента образования и науки Тюменской области Людмилой Чеботарь.

– Первоклассников 16650. К слову сказать, в прошлом году их было 15476.

– Нет, новых предметов на региональном уровне вводить не планируется. Однако школы как имели, так и имеют право за счет часов школьного компонента вводить какие-то свои предметы.

– Много было сказано про учебники и обменный фонд. Знаю, что были люди, которые охотно пользовались такой возможностью. С введением новых стандартов учебники будут меняться? Их надо будет закупать родителям за свой счет?

– На этот год всего 2% учащихся были обеспечены учебниками за счет возможностей обменного фонда. Проблема в том, что в фонд должны обращаться школы, а не родители. Конечно, следует оформить определенные документы, потому что эти учебники находятся на подотчете муниципалитетов. Но это не тот путь, который нельзя пройти! Есть территории, активно пользующиеся фондом, кое-кто даже целиком обеспечивает начальную школу за счет этих средств. А есть те, кто не пользуется совсем, даже в границах одного района. Можно придумать много причин, по которым школа не может (точнее, не хочет) в этот фонд обращаться. Но 2% – это абсолютно не та цифра, какую мы бы хотели видеть. Этим просто надо активнее заниматься, и я призываю родителей нам помочь.

– Требования к учителям растут, к ученикам – тоже. Если сравнить нынешних и прежних школьников – кому легче учиться?

– Я бы не сказала, что раньше учиться было легче. Требования растут не в плане увеличения объема знаний – они меняются сами по себе. Прежде ребенку требовалось просто выучить большой объем материала – один раз и на всю жизнь. А сейчас надо, помимо какого-то базового объема знаний, научиться искать информацию, обновлять ее. В современном мире невозможно что-то выучить в пятом классе и жить так всю жизнь.

– Школы сегодня ориентируют учеников после девятого класса уходить в ПТУ в связи с нехваткой рабочих кадров или по-прежнему ориентированы на воспитание выпускников с полным средним образованием?

– Не совсем так. Школы сориентированы на получение детьми полного среднего образования. Да, обществу необходимы люди рабочих специальностей, и мы тоже это пропагандируем. Но считаем, что рабочую профессию ребенок должен получить, уже имея полное среднее образование. Нужны именно квалифицированные кадры. Тем более что в новом Законе об образовании, который сейчас обсуждается и будет принят в ближайшее время, и вовсе ставится условие, что получать даже квалификацию рабочего ребенок будет, только имея полное среднее образование.

– Будут ли вводить уроки профориентации в школах? Заинтересован ли в этом бизнес? Психологи рассказывали, что им приходится работать с людьми, которые окончили вуз по требованию родителей, но не хотят трудиться по специальности.

– Профориентация ведется в рамках элективных курсов с 9-го класса, некоторые школы – с 5-6-го класса. Более того, мы пытаемся активизировать профориентацию, особенно для сельских территорий, привлекаем представителей сельхозпредприятий. То, что по специальности после вуза некоторые не хотят работать – да, печальный факт, и он нам известен.

Предприниматели откликаются с разной степенью готовности. Активнее работают с учебными заведениями предприниматели сел, так как они заинтересованы в будущих кадрах, понимают: кроме как из своего населенного пункта, им рабочих взять неоткуда. Для городов это характерно в меньшей степени, поскольку здесь приток рабочей силы и так есть. Многим предприятиям, как мы понимаем, просто не нужны детские экскурсии. Хотя я считаю, что они у нас организованы в недостаточном количестве.


3729