Семейные реликвии – в дар музею

Бесценные сокровища чаще всего именно так и оказываются в хранилищах. И фонды областного краеведческого музея в этом плане – не исключение. Ежегодно они пополняются не одной тысячей реликвий, поступающих от их обладателей-тюменцев.

В музей переданы дорогие сердцу вещи. Имена всех дарителей перечислить невозможно. Вот лишь некоторые из них: Валентина Ярмольчик, Сергей Кубочкин, Иван Балаба, Ленина Абазарова, Нина Пермякова, Любовь Конева, Иллария Мухачева, Борис Голиков, Ольга Майер, Александр Плотников… Благодаря им любители старины имеют возможность видеть эти предметы в последующих экспозициях: здесь и редкие настенные часы прошлых веков, и уникальное купеческое зеркало, и портняжные лекала, и подвенечное украшение, и красивый письменный прибор, кортик и атлас морского офицера, и журналы для хозяек, изданные в 1912-1915 годах прошлого века, и короб для рукоделия, и кружево к подзору, и кузов берестяной для сбора ягод…

А однажды от семьи тюменцев Галкиных поступила целая коллекция – десятки предметов, фотографий и документов, ценность которых состоит в том, что они не только наглядно свидетельствуют об ушедших эпохах, но являются интересной документальной историей самого семейства. Причём личность одного из старших представителей рода Алексея Галкина является просто легендарной. Он, талантливый тюменский механик, восстановил в 1953 году часы на фасаде местного музея «Городская дума». За их диковинным механизмом он присматривал затем всю оставшуюся жизнь.

Родился Алексей Григорьевич в Тюмени в 1890 году, прожил долгую, интересную жизнь, целых девяносто лет. Ушел в мир иной в 1980-м. И чем он только не занимался! Работать начал в 1904 году в кустарной мастерской слесарем, лудил самовары, ремонтировал швейные машины, ружья, торговал газетами, затем пошел в железнодорожное депо слесарем, потом трудился у Текутьева на постройке пароходов, в Челябинске на заводе братьев Столь, а в 1913-м вместе с семьей уехал в Харбин на Китайско-Восточную железную дорогу, где уже находились его родители. Вскоре вернулся в Тюмень и работал в Новой Заимке на мельнице Ченцова машинистом. В 1915-м был мобилизован, служил в 35-м запасном сибирском полку, а в феврале следующего года его командировали в Петроград в школу механиков, а оттуда – в Седьмую армию Юго-Западного фронта, где он занимался ремонтом автомашин и мотоциклов. По возвращении домой Галкин строил лесопильные заводы, шпалорезки, электростанции, лыжную фабрику, ремонтировал локомобили, двигатели, котлы. В общем, был на все руки мастер. Одно время даже собирал и делал описание лекарственных трав, о чем на обложке одной из общих тетрадей сделал прелюбопытнейшее замечание: «Давал профессору Зелинскому прочитать записи (ученый во время войны был эвакуирован из Ленинграда), он переписал все и выпустил книгу о лекарственных травах по цене 30 рублей, а мне – хрен на постном масле». Правда, Галкин тут же письменно признается: «Запись свойств трав произведена выборочным путем из книг доктора Платена и по объяснениям знакомых врачей»… Кроме «инженерно-механических» и иных деяний, наш герой во вполне почтенном возрасте писал стихи, увлекался рисованием и даже участвовал в выставках самодеятельных художников. Кстати, мы представляем его виды Тюмени и сюрреалистический сюжет «Дяденька, подвези!» с печально известным «черным воронком» в центре.

Судя по представленным документам, не менее интересна и судьба двоюродного брата нашего героя – Александра Самоделкина. Служил капитаном на кораблях Амурского пароходства, участвовал в русско-японской войне. Параллельно увлекался фотографией – во всяком случае, при нем всегда находился альбом со свежими отпечатками. Хобби его и спасло однажды от шальной пули, пробившей плотный картон, но в нем же и застрявшей. В музей нынешним летом поступили целых два альбома Самоделкина – в том числе и с рваной дырой от пули. По иронии судьбы оба альбома оказались родом из… Японии: листы обтянуты светлым шелком, украшенным национальной вышивкой и росписью, обложки – лаковые, инкрустированы перламутром. На одной из них – женщины в кимоно, а вдали виднеется силуэт горы Фудзияма.

Ну а предложил музею все это богатство внук Алексея Галкина – Виктор. Правда, живет он сейчас в Москве. Профессиональный военный (вышел в отставку в чине подполковника), авиарадист, служил в Московском военном округе, летал в качестве штурмана на военных самолетах, занимал командные посты в Главном штабе ВВС. 14 апреля 1961 года, отвечая за штурманское обеспечение возвращения космонавта Юрия Гагарина, был в числе первых встречающих героя. Строчки биографии Виктора Галкина по-военному скупы: был советником во Вьетнаме во время американской агрессии (носит звание Герой вьетнамской войны, кавалер ордена Красной Звезды), работал в Анголе и на Кубе.

Виктор Геннадьевич (как и десятки других дарителей, спонсоров, общественных деятелей, организаций и учреждений) внес свой вклад в пополнение музейных коллекций безвозмездно. Собирать предметы старины, исторические свидетельства, документы и другие реликвии непросто. Но в случае с семьей Галкиных их многолетнее родовое увлечение легко и естественно переросло в содействие музейщикам. Не зря в областном краеведческом организован Клуб друзей музея, объединивший всех благотворителей. А нынешняя их встреча – возможность еще раз поблагодарить этих людей.

Итак, реликвии обретают новую жизнь. Новые друзья музея становятся его меценатами. Например, при спонсорской помощи общественной организации Конгресс татар Тюменской области планируется приобрести кабинет, библиотеку, личные вещи и рукописи ученого-фольклориста, нашего земляка-тюменца Хамита Ярми, хранящиеся в Казани. К числу попечителей относят Тюменский государственный университет и ТюмГНГУ, Академию искусств и культуры – они поддерживают музей в его научно-исследовательской и культурно-образовательной деятельности.

Кстати сказать, благотворительная деятельность занимает важное место в истории региона. Известно, что в своё время на собственные средства купцы строили церкви и театры, учебные заведения и больницы, библиотеки и богадельни. Именами людей, творивших добрые дела, были названы в свое время улицы Тюмени: Подаруевская (ныне Семакова), Серебряковская (ныне Советская), Войновская (ныне Кирова), Машаровская (ныне Механическая). Известно, что купец Николай Чукмалдин в течение двадцати лет пополнял книгами библиотеку реального училища. А в 1896 году он приобрёл у Ивана Словцова (директора училища) его коллекции за 10 тысяч рублей (огромные по тем временам деньги) и подарил их городу с целью создания музея. Он также передал в дар будущему областному краеведческому свои коллекции по минералогии, палеонтологии, 163-3-1этнографии, великолепную библиотеку с уникальными и редчайшими изданиями: «Триодь постная» (1481 г.), «Апостол» (1564 г.) и «Библия» (1519 г.) Франциска Скорины. Помогали комплектовать музейные фонды тюменские купцы Колмыков, Колокольников, Давыдовский и другие. Неудивительно, что традиции меценатства продолжаются и сегодня.

 


3656