Купец, меценат, просветитель…

175 лет назад родился Николай Мартемьянович Чукмалдин

Николай Чукмалдин. Парадоксально, но при всей легендарности обладателя этой фамилии его земляки-тюменцы только-только начинают постигать масштаб личности знаменитого предпринимателя, благотворителя, мецената XIX века и, по сути, первого крупного коллекционера в нашем крае – он в свое время собрал и передал в дар музею Александровского реального училища огромное собрание уникальных предметов, редчайших книг. Кстати, по подбору книг коллекция могла посоперничать с императорской публичной библиотекой Санкт-Петербурга… Благодаря стараниям основателя музея Ивана Словцова все это великолепие хранится по сию пору в музейных фондах.

Одна из экспозиций в Тюмени называлась «Купец, меценат, сибиряк» и была целиком посвящена Николаю Мартемьяновичу. На ней демонстрировались мемориальные предметы и действительно очень редкие вещи, прежде всего – книги: первопечатные и рукописные издания, Библия Ивана Федорова, Библия Франциска Скорины, подлинники дневников и путевых очерков самого Н. Чукмалдина – впечатления от увиденного им во время путешествий по Германии, Египту, Китаю, Японии… Были представлены и по-своему уникальные самовары начала XVIII столетия, деревянный черпак той же поры, братины (такая посуда очень была распространена на Руси в XVI веке), оригинальные мерки водочные кабацкие и даже… доспехи самурая.

Удивительный человек, совершивший путь от простого крестьянина до купца-предпринимателя очень высокого класса, который сам выучился грамоте. Уроженец села Кулаково, что недалеко от Тюмени, он известен тем, что на своей малой родине построил церковь и школу, посадил сад. Николай Мартемьянович действительно был пропитан духом родины. 163-3-3Не зря старожилы-односельчане и по сию пору называют его благодетелем, из уст в уста передают историю о том, что после большого пожара в их деревне он всячески помогал погорельцам деньгами, одеждой, продуктами, чтобы они могли как-то восстановиться.

В Тюмени же Чукмалдин больше известен деяниями, которые носили просветительский характер. В частности, в Александровском реальном училище на его средства учащимся один раз в году давались особые денежные премии – по истории, экономике и географии. Кроме того, для особо одаренных и способных учеников были установлены стипендии.

Да, сегодня Николая Мартемьяновича помнят на его родине. Однако судьба обошлась с ним все-таки очень несправедливо. В 1901 году на средства купца в селе Кулаково был построен храм. Но в тот же год он умер, находясь в Германии. Гроб с его телом согласно завещанию был отправлен на родину, где Чукмалдин был погребен в склепе в приделе церкви. В двадцатые годы представители большевистской власти осквернили место захоронения, гроб был разбит. И где сейчас находится прах нашего великого земляка, пока неизвестно. Существуют только легенды. Был разрушен и храм. И только благодаря инициативной группе села, настоящим патриотам своей земли, были найдены средства для его восстановления. Опять же благодаря Чукмалдину церковь во всей своей красе предстала перед ними из рисунка, сделанного в его книге «Мои воспоминания». Ее и подняли из руин только на основе этого единственного изображения. Сегодня она – настоящая жемчужина села. Историки, краеведы, просто граждане Тюмени считают своим долгом сохранить имя этого замечательного человека, чтобы о нем знали будущие поколения.

А областному краеведческому музею просто изначально повезло в том, что такой меценат и собиратель жил на Тюменской земле. И в том, что тратил огромные деньги не только на покупку книг, но и на уникальные коллекции оружия, и на экзотические предметы. Те же братины из коллекции древнерусской утвари, утверждают специалисты, в Сибири как-то не прижились, были большой редкостью. Но у Чукмалдина они все-таки оказались и благополучно сохранились до наших дней. Он умудрился привезти сакральные предметы – костюм и куклу самурая – чуть ли не из самой закрытой (и строгой в плане соблюдения национальных традиций) страны XIX века – Японии. Купить их и уж тем более вывезти за пределы островного163-3-5 государства – случай, что и говорить, беспрецедентный. Чего ему это стоило, можно только догадываться.

Немаловажное обстоятельство: Николай Мартемьянович жил во времена Сергея и Павла Третьяковых, основавших знаменитую Третьяковку, нередко бывал у них в гостях, и их подвиг на ниве культуры был для него в хорошем смысле поводом для подражания. А Чукмалдин был натурой увлекающейся. Понимая, что городу нужен музей, он неоднократно обращался в городскую Думу с просьбой предоставить соответствующие площади. Отцы города, как водится, лишь отмахивались: а-а, постройте сами…

Земляки мецената отдают дань благодарной памяти этому Человеку с большой буквы и считают, что со временем имеет смысл показать всё его огромное наследие – предпринимателя и настоящего просветителя Николая Мартемьяновича Чукмалдина.


3657