Конец 70-х – начало 80-х. В стране застой, а на Севере – стройка за стройкой! Нефтепроводы ровными, как по линейке, «лучами» уже избороздили нетронутую тайгу. На место изыскателей, нефтяников и буровиков пришли строители. Тайга наполнилась гулом вертолетов, еще непуганое зверье таращило сонные глаза на закопченых трактористов и сварщиков, гордых монтажников и геодезистов, веселых плотников и каменщиков. Народ со всей страны валом валил на стройки Севера. И не столько за длинным рублем, сколько «за мечтою и за запахом тайги».
Тайга. Давно покинутая деревня Чесноки (даже домов не осталось – все по речке перевезли в более цивилизованные Болчары), а в пяти километрах от этого места – стройка.
Несколько вагончиков, столовка, наскоро сбитая из бревен, и баня с пекарней – все, так сказать, самое необходимое для начала работы и вахтовой жизни. Совсем рядом, на огромной песчаной площадке, уже громыхают «сваебои», ползают рычащие бульдозеры, ведется сварка. Строят НПС «Кедровая» – нефтеперекачивающую станцию. Почему название такое – «Кедровая»? Да кедрач кругом! Дивные места!
Группа молодых парней прямо после демобилизации приехала на стройку. Их сразу прозвали «хохлами» – ребята были с Украины: Иван, Василий, Валера, еще один Вася и Сашка-«ежик» (так его окрестили за шикарную кудрявую шевелюру). Они были твердо убеждены в том, что самое главное в жизни – верная дружба, интересная работа и, конечно же, семья! И так обидно сегодня слышать разговоры о том, что в вахтовых поселках были только пьянки да гульба. Вранье все это, уж поверьте человеку, работавшему в тайге и прожившему на Севере более двадцати лет. Да, бывало всякое, иногда молодость на мгновение брала верх над разумом, только тайга и Север не терпят лодырей и пьяниц. Такие со стройки исчезали быстро, на попутном вертолете (самолеты туда не летали даже самые маленькие, кукурузники).
Ребята работали не за награды и премии, а за совесть, заводили новых друзей, ухаживали за девчонками, очень бережно ухаживали, красиво… Поселок строителей и монтажников разрастался. Именно у нас появлялись еще в то самое «застойное» время зачатки демократии. Ну а как еще назовешь, когда начальники участков, мастера, прорабы и даже руководители целых организаций и объединений (стройку обслуживали десятки городов страны!) жили в одних вагончиках с рабочими, ели с подчиненными за одним столом, звеня одними и теми же алюминиевыми ложками и кружками, в бане парились и собирались вечерами перед единственным телевизором? В теперешнем обществе вы такую демократию вряд ли где найдете.
Наши герои украинские парни, освоив несколько строительных профессий, стали уважаемыми людьми. Вася Кулаковский, уроженец Житомирской области, – виртуозный сварщик! От него не отстали его друзья, механизаторы Валера Данилюк и любимец всего поселка Сашка Цветков – «ежик», Василий Вишневый – водитель большегрузного КамАЗа, а Иван Горинчук, самый, казалось, серьезный из друзей, работал практически на всех участках и объектах строящейся НПС сварщиком, а доводилось, так и слесарем, и стропальщиком. Ребята на стройке и невест себе присмотрели – все, кроме Василия Вишневого, который черноглазую хохотушку Нину привез с «ридной Украины»…
Василий Кулаковский долго и настойчиво ухаживал за инженером и гордой красавицей Альфией из Уфы, работавшей на «Кедровой» по распределению после института; всех ухажеров девушки «пересидел» упрямый «хохол» и все-таки добился внимания Альфии – давно уже отметила семья Кулаковских серебряную свадьбу, к золотой дело движется.
А свадьбы в вахтовом поселке «Кедровая» случаться стали чуть ли не каждый день – ЗАГС ближайшего населенного пункта Болчары просто ломился от заявлений строителей, желающих вступить в законный брак. Интернациональные семьи здесь были не редкостью… Веселая повариха Верочка из братской Белоруссии приглянулась одному из друзей с Украины Валере, свадьбу сыграли уже в «цивильном» (как в шутку называли его вахтовики) Урае.
И детки в поселке рождались. Иногда даже не дождавшись вертолета с медицинской бригадой.
Годы прошли, седина появилась на висках наших ребят, да и пора уж ей появляться – за пятьдесят перевалило, внуки у многих подрастают. Но когда мы собираемся на редкие ныне встречи, вроде как и не было прожитых лет! Воспоминания, фотографии из старых альбомов, смех, песни, а Альфию можно даже уговорить станцевать, не потеряла с годами ни стройности, ни грации башкирская красавица.
Не перечислить всех имен некогда молодых строителей, поднимавших Север, работавших на обустройстве объектов бесконечных нефтепроводов, строивших прозрачные от светлого неба города, похожие на голубые блюдца среди бескрайнего зеленого моря тайги, тишину которой давным-давно нарушил гул приближающегося вертолета, принесшего на своих винтах новую беспокойную жизнь.



