Светить всегда, светить везде...

Говорят, ум ошибается, а подсознание – нет. И то, какой перед тобой человек, ощущается сразу. От встречи со Светланой Михайловной Ядриной сразу оживает всё вокруг.

Возможно, Светлана Михайловна пропиталась этими волшебными силами на своей малой родине – в живописнейшем местечке, где в волны известной всем Конды вливают свои прохладные струи речки Болчарка и Мокатка. По их берегам перешептываются хвойные деревья. У подножия их желтых на солнце стволов полным-полно брусники и грибов. Рядом – озера с говорящими названиями – Щучье, Карасье, Светлое… А в центре всего этого великолепия расставило свои дворы село Болчары, красивее которого, по словам Светланы Михайловны, нет на целом свете. В переводе с хантыйского Болчары – это большие глаза, очарование.

Среди этого очарования девушка когда-то окончила школу. После учебы в Ханты-Мансийском педучилище в 1966 году её направили на работу в восьмилетнюю школу в Пандым-Юган, где она проработала только полгода. Умерла мама, и Кондинский районо перевел молодую учительницу в родное село – ей предстояло взять на себя заботы о близнецах – братишке и сестренке восьми лет.

В Болчаровской средней школе Ядрина вскоре стала заместителем директора по воспитательной работе, успев окончить факультет педагогики и методики начального обучения Шадринского пединститута. А в 1983 году земляки избрали её председателем сельского совета. Одного из тринадцати в Кондинском районе. В мужском царстве, говорит, ей было достаточно комфортно, конфликтовать не приходилось, коллеги очень хорошо относились к единственной среди них женщине.

– Я говорила: вы – братья, а я сестра, – вспоминает Светлана Михайловна, – и меня не обижали. Отношения были деловые. В спорах рождалась истина. Каждый из нас старался делиться своими наработками.

В Кондинском районе, когда там работала Светлана Михайловна, уровень «кипения» жизни был высок. Работы хватало и лесозаготовителям, и рыбакам, и колхозникам. На территории сельсовета на двух больших зверофермах разводили черно-бурых лис, имелось пушное хозяйство. Работники рыбоучастка не только сами вылавливали рыбу из озер и рек, но и принимали её от населения, вялили, солили. Жаловали и ягодников, принимая у них всё, что те насобирают в лесах и на опушках, чтобы отправить перерабатывать на Кондинский комбинат. Сейчас о том “кипении” можно вспоминать с ностальгией.

Сама председатель сельсовета, позже названная главой сельской администрации, поднимала социальную сферу. Делать это было непросто, но ей, считает, повезло с руководителями. В частности, с директором леспромхоза Анатолием Николаевичем Калининым, тоже местным, с Александром Ивановичем Большаковым, председателем колхоза. Вместе на сессиях совета решали все вопросы, а контролировать их выполнение, конечно, приходилось Ядриной.

– Мне кажется, что тот, кто жил на Севере, особенно в Кондинском районе, никогда не забудет ни то время, ни тех людей, – с грустинкой замечает Светлана Михайловна. – У нас были интернат, школа, амбулатория, поликлиника. Сейчас там всё построено новое. Уже после меня.

1995 год Ядрина провела в Сургуте, заведовала отделом по делам малочисленных народов Севера. Одновременно выполняла обязанности заместителя директора срочной помощи в управлении социальной защиты населения. Но без болчаровского соснового бора ей стало грустно. И Ядрина вернулась на берега Конды, ещё два года проработала в администрации района. А выйдя на пенсию, переехала в Тюмень. Здесь с 1998-го по 2004-й трудилась ведущим специалистом комитета по труду администрации Тюменской области.

– Государственной службе отдала 20 лет и пошла в отставку, – рассказывает Светлана Михайловна. – Жаль было расставаться с сослуживицами. Всех люблю и помню. Потом землячество организовалось, меня ввели в его совет. Помогаю землякам. Мне кажется, в Кондинском районе, в Болчарах – самые лучшие люди. Я скучаю по ним. Здесь, в Тюмени, у меня дочь и внуки. В Сургуте – сын и внуки. Землячество дает мне силы. От земляков я получаю положительную энергетику. Не представляю себе другой судьбы, другой родины. И я благодарна всем людям, которые меня окружали и окружают.

Последние три года Ядрина возглавляет Кондинское землячество. Приходится много внимания уделять поискам финансов. Деньги-то нужны на всё: и на ремонт жилья, и на чествование юбиляров, и на проведение общих праздников. Есть благотворительный фонд “Конда” под председательством Валерия Владимировича Веретенникова, и кое-какие суммы оттуда землячеству перепадали. Как будет впредь, пока неясно. Есть и активные члены землячества, такие, как Анатолий Константинович Ушаков и Николай Терентьевич Румянцев, которые по прошлой деятельности знают немало нынешних руководителей. Последние тоже поддерживают ветеранов-земляков.

Праздники кондинцы проводят собственными силами. В этом деле неизменные помощницы Ядриной Галина Степановна Колпащикова и Вера Семёновна Филимонова, ну и, разумеется, самодеятельные танцоры, певцы и поэты. Скучать ветеранам они не дают ни в праздники, ни в будни. В ближайшее время, например, фанфары и здравицы ожидают Ольгу Фёдоровну Бухарову, которой исполняется 94 года!

А что самое главное в жизни? Светлана Михайловна на этот вопрос ответила просто:

– Чтобы были здоровы твои родные и близкие. И чтобы тебя окружали люди, которые радуют душу. У меня, считаю, это есть. Я оптимист, по гороскопу – Стрелец, из любой ситуации стараюсь как-то выходить. Хандры себе не позволяю. Считаю, что я счастливый человек. Хотя иногда просто боюсь об этом говорить...


3583