Тюменские лётчицы летают всё выше
4-5 августа в Санкт-Петербурге проводились торжества, посвященные 100-летию первого в России полета женщины.
Уверена, что ее имя практически забыто, хотя именно она – Лидия Виссарионовна Зверева – открыла слабому полу дорогу в небо.
Лидия окончила авиационную школу «Гамаюн» Первого русского товарищества воздухоплавания в Гатчине. В 1911 году во Всероссийском аэроклубе ей вручили диплом пилота №31. Значит, до нее официально пилотами являлись всего лишь 30 мужчин! Отдадим должное мужеству этой женщины!
Кстати, Лидия Зверева и ее муж Владимир Слюсаренко открыли свою летную школу, где не только обучали желающих, но и испытывали самолеты. Примечательно, что третьей в России женщиной, получившей диплом пилота, стала Любовь Голанчикова – певица, выступавшая под псевдонимом Молли Море.
В тридцатые годы девушкам, имевшим отменное здоровье и желавшим летать, было несложно получить эту профессию – их охотно принимали в клубы ДОСААФ. Причем многих воодушевлял пример известных летчиц – Валентины Гризодубовой, Марины Расковой и Полины Осипенко, совершивших героический перелет из Москвы на Дальний Восток.
В Великую Отечественную войну боевые летчицы сражались с фашистами наравне с мужчинами – их никак нельзя было назвать существами слабыми и беззащитными. Одна из них сбила 12 самолетов противника!
И все же в послевоенное время самым реальным вариантом получить летную профессию был аэроклуб ДОСААФ. Именно его и использовали практически все женщины, летавшие в тюменском небе.
Если провести опрос жителей областного центра, знают ли они, кто была первая летчица Тюмени, вряд ли назовут имя. Помнят ее разве что бывшие авиаторы да соседи.
Итак, знакомимся: Александра Степановна Редькина (в девичестве Рябинина), свердловчанка, училась в аэроклубе, затем в Саранской школе высшей летной подготовки одновременно с Мариной Попович – их дружба продолжалась много лет. Получив диплом, Александра получила распределение в Свердловск, где вместе с мужем Юрием обучала летному делу молодых курсантов. Когда слава о нефтяной Тюмени прокатилась по всей стране, супруги Редькины переехали в Тюмень. Она работала в 246-м летном отряде – на самолетах Ан-2 возила почту, грузы и пассажиров. Юрий Александрович стал вертолетчиком, впоследствии за успехи в обслуживании объектов нефтегазового комплекса ему присвоили звание Героя Социалистического Труда.
Александра Степановна была депутатом городского совета, плюс к тому стала командиром первого женского экипажа Ан-2 в Тюменской области. В 1967-м году вторым пилотом с нею летала Вера Гончарова. Потом в экипаже появилась молоденькая Таня Макарова.
В октябре 1967 года я брала первое интервью у Редькиной и была очарована ею: высокая, красивая, уверенная в себе, она казалась такой обаятельной! После ее ухода женщин в этом коллективе больше не было.
А вот в Нижневартовске появилась очень смелая и целеустремленная девушка Люда Крючкова, освоившая уж вовсе не женскую профессию авиатехника. Даже в самые лютые морозы самоотверженно закручивала на вертолетах гайки, чтобы со временем стать бортмехаником вертолета. И это ей удалось. Более того, в составе экипажа известной московской вертолетчицы Инны Копец, Людмила установила ряд мировых рекордов.
Сейчас отважная женщина Людмила Кошиль живет в Ханты-Мансийске, пишет книги, активно участвует в общественной жизни, является одной из самых известных женщин Югры.
Профессию штурмана вопреки всем препонам освоила Тамара Кондратьевна Афанасьева, начинавшая карьеру радисткой на Мысе Шмидта. В Тюменской области начинала летать на Мысу Каменном в качестве радиста, позже, после долгого штурма кабинетов в Министерстве ГА, пробила себе дорогу на большую технику – стала штурманом самолета Ту-134, позже – Ту-154. На отлично защитила диплом в московском вузе. В настоящее время живет в Москве.
Не надо думать, что в небе Тюмени не осталось летчиц. Еще в те годы, когда в Рощино работала Тамара Афанасьева, в летном отряде появились выпускницы Саранской летной школы – Нина Черкасова, Любовь Першина, Любовь Гаврилова, Алевтина Виноградова. Они стали вторыми пилотами на Ан-24. В Тобольске тоже была летчица – Галина Маслова. Были «воздушные» женщины и в Сургуте, но я встречалась лишь с одной из них – Раисой Дворянчиковой, которая вскоре уехала в Новосибирск.
В последнее время подружилась с Ниной Ивановной Черкасовой: какая сила воли, какая эрудиция, какое обаяние!
Когда началась война, ее семья жила в Харькове и оказалась в зоне оккупации. Трехлетняя девочка видела, как фашисты расстреливали горожан, пережила все ужасы войны и чуть не погибла, когда немцы, поняв, что не удастся увести колонну женщин и детей в Германию, подожгли их в запертом сарае. К счастью, вовремя подоспели партизаны. А потом были голод и холод первых послевоенных лет. Юная Нина мечтала стать капитаном дальнего плавания, но из «мореходки» пришел ответ – девушек не принимаем. Значит, решила Нина, стану летчицей. И начала заниматься в харьковском аэроклубе. После первого самостоятельного полета поняла, что авиация – ее призвание.
Училась в Саранской высшей летной школе. Вышла замуж и вместе с мужем поехала в Курган. Затем в их судьбе был Омск, где готовили молодое пополнение для армии. Годы работы в аэроклубе ДОСААФ Нина Ивановна вспоминает с удовольствием – какой дружный коллектив, как было хорошо! За 11 лет работы в аэроклубах летчик-инструктор Н. Черкасова подготовила к самостоятельной работе свыше 60 человек.
Чтобы летать на гражданских самолетах в Тюмени, пришлось ехать на учебу в Кировоград, потом, получив необходимый багаж знаний, стала вторым пилотом экипажа Ан-24. Надо заметить, не все командиры радушно встречали пилота в юбке: надо было делом доказать, что можешь выполнять работу не хуже мужчин. И она это доказала.
Командир экипажа Н. Кайдалов говорил: «Я хочу летать с нею постоянно. Она – хороший летчик, и я спокоен, когда она рядом». Постепенно Нина Ивановна завоевывала авторитет, мечтая стать командиром экипажа, но, когда появилась реальная возможность осуществить мечту, оказалось, что у нее будет ребенок. Что выбрать – карьеру или малыша? Она выбрала ребенка и ушла с летной работы. Сейчас радуется – какой у нее замечательный сын! Внимательный, заботливый, любящий.
Работая в отделе расшифровки полетной документации, первое время Нина Ивановна постоянно уходила к летней полосе, – провожала и встречала самолеты из рейса. Душа рвалась в небо, но она знала, что важнее воспитать хорошего сына, сожалела, что дочери в свое время уделяла недостаточно внимания, не раз просила у нее прощения.
Очень общительная, энергичная, она не знает, что такое скука, безделье. Летом занимается дачными делами, к ужасу соседей обливается у колодца ледяной водой. Счастлива, что у нее прекрасные дети, внуки, обширный круг друзей и знакомых. Подсчитали мы с нею, сколько же было летчиц в тюменском небе. Поименно вспомнили 15, а потом выяснилось, что небо не опустело: на «Боингах» летает вторым пилотом Виктория Кумова (перевелась в Тюмень из Калининграда). Она окончила в Санкт-Петербурге университет гражданской авиации. По отзывам, летает грамотно, без претензий.
Что самое удивительное – есть в Тюмени летчица, которая летает на самолете Ан-2. Мы же думали, их и в помине нет, а тут еще и женщина-пилот! Разве можно было удержаться от интервью?!
Знакомимся. Людмила Витальевна Новоселова родилась в Волгограде, потом с родителями переехала в Туртас Уватского района. Училась отлично, за что отец подарил ей мотоцикл, после мотороллер. Лихо гоняла по дорогам, а мечтала о небе.
В Тюменский аэроклуб ДОСААФ девушку не приняли, так как не было тюменской прописки. Поступила в училище искусств, где дали общежитие и прописку. С удовольствием осваивала специальность «актер театра кукол». Но, окончив учебу, снова пошла в аэроклуб. Было это в 1986 году. С тех пор живет полетами, пишет стихи, песни, была даже на Грушинском фестивале, где исполняла свои песни под гитару.
Надо видеть, с каким вдохновением рассказывает Людмила о товарищах по клубу, о полетах на Ан-2, который с 1948 года служит верой и правдой и буквально незаменим там, где нет дорог. Хорош и для санитарных рейсов, и для перевозки пассажиров по местным линиям. В последнее время экипаж Людмилы помогал тушить лесные пожары в Югре. Сын у Людмилы тоже летчик, только военный.
– А кем еще он мог стать, как не летчиком, – смеется Людмила, – я же его с трех лет за собой на аэродром таскала!
В 2006 году Людмилу пригласили в Москву работать летчиком-инструктором в национальном аэроклубе имени Чкалова и ведущим тренером по высшему пилотажу сборной команды аэроклуба. Участвовала в чемпионатах России, занимала первые места.
А потом потянуло домой, и она вернулась в Тюмень. За свой счет прошла курс обучения английскому языку, после чего ее приняли в авиакомпанию ЮТэйр-Карго. Но, чтобы летать на новой технике, надо в совершенстве знать английский. Учится усердно, привыкла добиваться поставленных перед собой задач: без неба она своей жизни не мыслит.
Пожелаем ей удачи. Пусть покорится летчице и эта высота!
Я знакома с большинством тюменских летчиц, и каждая встреча убеждает, что они люди особого склада. Очень собранные и целеустремленные, нетерпимые к фальши, обладающие не только большим профессиональным опытом, но и житейским, эрудированные, прекрасные собеседницы и, конечно же, большие оптимистки. Может, с высоты им лучше видно, как надо жить, не размениваясь на мелочи.



