Время уносит с собой живых свидетелей военного лихолетья. Рассказать грядущим поколениям правду об «обыкновенном фашизме» – цель, поставленная членами Тюменской областной общественной организации бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Их откровения легли в основу сборника «Детство, опаленное войной» (Тюмень, 2008), составленного А.П. Кондратенко.
Книга воспоминаний малолетних узников концлагерей, проживавших на начало Великой Отечественной войны на Украине, в России и Белоруссии, а теперь жителей Тюменской области, состоит из 14 авторских очерков. «Они наполнены горечью украденного детства и относятся к редким в последние годы книгам-исповедям, читая которые, начинаешь понимать весь ужас войны», – отметил в своем отзыве на книгу заместитель гендиректора АНОК «ДНК» «Строитель» С.Г. Филь.
Пять миллионов советских детей прошли 14033 концлагеря и места принудительного содержания, которые были созданы фашистами в период Второй мировой войны. Это время потерь родных и близких, унижений, утраченных иллюзий, физического и нервного истощения. Бухенвальд, Майданек, Треблинка, Алитус, Саласпилс… Из каждых десяти детей, брошенных за колючую проволоку, уцелел только один. Дети были свидетелями расстрелов людей, видели, как сжигают их родителей, знакомых в печах. Те, кто испытал слезы и ночь войны, не могут забыть до сих пор эти совсем не детские картины.
Вот что пишет сам Александр Петрович, переживший гибель 392 односельчан, расстрелянных или заживо сожженных: «Я давно забыл цвет глаз девушки – моей первой любви, а плачущие мамины очи запали в душу на всю жизнь… Будь она проклята, эта война! Будь прокляты все, кто провоцирует и разжигает ее! Ни мне, ни моей семье, ни моим друзьям и знакомым – никому не нужны кровавые бойни. Ни теперь, ни в будущем».
«Я поразилась, прочитав дедушкин очерк. До сих пор войну воспринимала умозрительно: Сталинградская битва, сражение под Курском, столько-то убитых … Другой же стороны военного лихолетья я почти не знала. Теперь мне просто страшно подумать, что детей с их матерями расстреливали и сжигали, что людей можно гнать, как скотину, – пишет в письме в редакцию девятиклассница Алиса Девяшина, правнучка Александра Петровича. – Это ведь не бравые солдаты, а ни в чем не повинные дети, женщины и старики. Сейчас я понимаю, что нашему поколению надо больше знать об ужасах войны, чтобы люди перестали истреблять друг друга. Не должно повториться насилие, не должна снова проливаться невинная кровь. Иначе получается, что жертвы были напрасными».



