Тюменские сёстры милосердия помогают ВИЧ-инфицированным
Давайте договоримся сразу – вы не будете ждать от меня слезливой истории с лёгким налётом эротики о заражённой СПИДом даме. Потому что, во-первых, всё, оказывается, так обыденно, так как-то «между прочим», что даже и не знаешь сразу, как к этому относиться. По крайней мере, что-то сериальное «стряпать» уж точно не хочется.
Во-вторых, я и не ставила перед собой задачу узнать у больной подробности «неприличной истории». А зачем? Ведь дверь в её настоящую жизнь приоткрылась только тогда, когда она поняла, что ВИЧ-инфицированна.
Не будет в этой статье и никаких реальных имён и фотографий. Только образ Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша». Говорят, в городе Серпухове пред этой иконой молятся больные СПИДом со всей страны и, если обращаются к ней с верой, излечиваются.
Лежи и думай
«Если Господь меня сразу не за-брал, значит, это не зря. Вот лежи тут теперь, говорит, и думай. Ну вот я лежу и целыми днями думаю», – так объясняет Вика себе и нам, почему уже шесть лет продолжает жить, несмотря на тяжёлую болезнь. За это время она стала совсем худенькой, отказывает рука, передвигаться по квартире самостоятельно почти не может – только на коленях. В основном лежит. На свежем воздухе уже давно не была, хотя коляска есть, – стесняется показаться на глаза посторонним в таком виде. «Раньше я была очень активной, живой, – рассказывает мать двоих детей, – всё куда-то бежала, мысли были бытовые, суетные. Теперь о другом задумалась».
Вика приняла крещение ещё в юности, в девяностые годы, но дальше этого так и не продвинулась, в храм почти не заходила. Училась, работала, строила семью, растила сына. Всё, «как у людей». Точно так же, «как у людей», однажды, видимо, «сходила налево». Предвижу, что сейчас кто-то из читателей начнёт говорить: вот-вот, за это Бог и наказал. Может, и за это. Но ведь, повторюсь, всё, «как у людей». Вот вы читаете сейчас эту статью, а в это время половина телевизионных каналов показывает, как красиво, романтично супруги изменяют друг другу. Да что там по телевизору! За стенкой, рядышком. И все прикрываются многострадальным словом «любовь». А кому же не хочется любви?
О том, что человек ВИЧ-инфицирован, он узнаёт не сразу. Можно, ни о чём не догадываясь, месяцами вести привычный образ жизни и даже почувствовать долгожданную беременность от любимого мужа, а потом – как обухом по голове! И главное, казалось бы, за что? За полузабытый уже, незначительный эпизод в нормальной, размеренной жизни? Не знаю, эти ли мысли первыми пришли в голову Вике, когда она узнала о своём диагнозе. Рассказывает, что в храм пошла молиться тогда не столько за себя, сколько за не родившегося ещё второго ребёнка. И, кажется, вымолила – мальчика СПИД не коснулся, но на свет он появился очень ослабленным, бабушке и старшему сыну приходится заботиться и о его здоровье.
Так и живут теперь – Вика, её мама и два сына. Вика лежит, Паша (её старший) за мужика в доме. С двенадцати лет он взвалил на себя эту нелёгкую ношу. В прямом смысле слова. Именно он переносит Вику с места на место, моет, ухаживает. Сейчас это красивый, умный, воспитанный парень. На днях поступил в вуз на бюджетное место. Признаётся, что с мамой, у которой болезнь наложила свой отпечаток и на нервную систему, ему непросто. Часто хочется бросить всё и уйти, но Паша понимает, что теперь это его крест, и от ответственности за мать не отказывается. «Она научила меня уважать женщин, – признаётся паренёк. – Ведь женщины, оказывается, бывают намного сильнее мужчин. В таком состоянии люди на себя руки накладывают, спиваются, а мама держится». Пашу никто раньше особенно с православием не знакомил, поэтому он юноша пока невоцерковлённый. Но сердце-то у него, похоже, находится там, где нужно, и он нет-нет да и зайдёт в церковь – есть о чём и помолиться, и подумать.
Иди и помогай
Валентина Андреевна – тюменская сестра милосердия. Рассказывает, что в храм пришла тоже не сразу, на пятом десятке. В жизни, конечно, не всё так хорошо, как хотелось бы, но когда идёшь и помогаешь другим, собственные неприятности понемногу отступают. «Я вот думаю, человек начинает стремиться к Богу обычно, только когда оказывается на самом дне и другой помощи ждать уже неоткуда», – говорит она по дороге к Вике. В её дом она пришла два года назад. Родные больной обратились тогда в сестричество с просьбой поухаживать, сделать массаж. Сначала на послушание отправилась другая женщина, но совсем некроткая Вика характером с ней не сошлась. Тогда отправили Валентину Андреевну. «К больному человеку надо сначала подойти с душевным разговором, с реальной помощью, а только потом уже о Господе говорить», – считает она.
Под её руководством Вика начала читать духовные книги, смотреть принесённые сестрой милосердия художественные и документальные фильмы нужного содержания. DVD-плеер работать с такой тематикой, видимо, не привык, поэтому руководителю отдела социального служения Андрею Якунину пришлось поговорить с ним по-свойски – заработал. «Мой любимый фильм – «Остров». Готова смотреть его великое множество раз. Даже не могу правильно объяснить, почему. Всё думаю: вот человек как жил, на одиночество себя обрёк в покаянии, на чёрном угле спал. А я в тепле, на мягком и всё что-то сама себя жалею», – делится впечатлениями Вика.
К ней возят батюшку, она исповедуется, причащается, правда, нечасто. Недавно её соборовали. Ко всем таинствам больную готовит сестра милосердия. И говорит теперь Вика вроде бы правильные уже слова: «Когда стремишься к Господу, в жизнь приходит чистота. Говорят, не бывает грязной работы, бывает грязная совесть. Вот грязная совесть меня и мучает. Но нужно находить в себе любые ресурсы (доставать, откуда хочешь), для того чтобы поверить, что ты встанешь на ноги. Надо так покаяться, чтобы Бог меня простил». Валентина Андреевна учит: «Встала утром, скажи: Слава тебе, Господи, что Ты дал мне ещё один день и одну ночь прожить, что дал мне ещё один день жизни покаяться. Теперь твоя задача – привести детей к Господу. Твои молитвы на всю семью распространяются. И благословение матери дорогого стоит. Это защита на весь день. На всякое дело ребятишек благословляй».
Но особенно сестра милосердия не обольщается – далеко ещё её подопечной до воцерковления. Утренние и вечерние молитвы читает нерегулярно, курит, да и вообще в жизни смирения маловато. Если Вика часто впадает в отчаяние, то Валентине Андреевне отчаиваться нельзя, надо всё начинать сначала и потихоньку подводить больную к правильному осознанию жизни. «Насколько Господь велик, настолько мы все с нашими грехами ничтожны! Так нам ли ещё возвышаться друг над другом и гордиться, что мы будто бы лучше других? Надо быть терпеливыми», – считает она. Там, где ещё не может помочь нужным словом, помогает делом, и не только она одна. Всем сестричеством находят нужные лекарства, договариваются с машиной, чтобы отвезти больную к узким специалистам.
Рук не хватает
Вот только часто бывать у Вики в последнее время Валентина Андреевна не может – помогает в воспитании внука. Для женщины служение своей семье – самое главное служение. А надёжных рук, к сожалению, не хватает. Вроде бы приходят в сестричество новые люди, да не каждый может перебороть нежелание находиться среди боли и горя, брезгливость, гордыню, элементарную лень. «У нас очень много работы, мы везде нужны: и в онкологии, и в наркологии, и в больницах, и в тюрьмах, и в детских домах. Много заявок на православных патронажных сестёр, это вообще особое служение. Бывает, очень состоятельные люди приглашают ухаживать за своими родственниками, платят нам по сравнению с медицинскими сёстрами из лечебных учреждений копейки, а относятся иногда как к прислуге. А часто всю работу проводим с самыми неимущими, они вообще заплатить за патронаж не могут. Недавно искали брата милосердия для молодого ВИЧ-инфицированного парня. Он уже под себя ходит, стесняется перед женщинами. Хорошо, что нашёлся брат Илья из церкви святого Михаила Архангела», – делится тревогами Валентина Андреевна.
В общем, нужны люди и материальные средства, чтобы хоть как-то поддержать больных и самих сестёр, часто просто выбивающихся из сил. «Опять вы о деньгах?» – спросят читатели. Опять. Без них десятки отчаявшихся людей, находящихся уже на грани жизни и смерти, не смогут получить необходимую помощь вовремя. А ведь на их месте может оказаться пусть не каждый, но очень многие.
Или среди читателей найдутся те, кто захочет пройти специальные курсы и стать сёстрами и братьями милосердия? Тоже хорошо. Тогда Господь сможет прийти к самым тяжёлым больным, поддержать, утешить, подготовить к новой жизни. Говорят, к обычным людям Он приходит только с другими людьми, как получилось это с Викой. «Болезнь сделала маму очень одинокой, хорошо, что к нам приходит Валентина Андреевна», – просто говорит Паша и старается думать только о хорошем. С сентября он пойдёт на учёбу в свой вуз, начнёт получать профессию. Но главный урок он уже получил – это урок милосердия и любви.
Внимание, статистика!
По данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, общее число россиян, инфицированных ВИЧ, зарегистрированных в Российской Федерации до 31 декабря 2010 г., составило 589 581 человек, в том числе 5 227 детей в возрасте до 15 лет. На 1 марта 2011 г. территориальными центрами по профилактике и борьбе со СПИДом было сообщено о 58 633 новых случаях ВИЧ-инфекции среди граждан Российской Федерации.
В прошлом году по показателю заболеваемости в Российской Федерации лидировали Кемеровская, Самарская, Иркутская, Свердловская, Ленинградская, Новосибирская, Оренбургская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Пермский край, Тюменская область, Алтайский край, Санкт-Петербург, Ульяновская, Челябинская, Красноярский край, Омская область, Республика Бурятия, Мурманская, Ивановская, Московская, Калининградская области.
В Тюменской области на 31.12.10 был 10821 ВИЧ-инфицированный. Из них детей – 97, в том числе рождённых ВИЧ-инфицированными матерями – 65. Умерло всего 1449 человек, из них детей – 9. Количество новых случаев ВИЧ в 2010 году – 918.
Сведения взяты с официального сайта центра: http://hivrussia.org/



