Вояж академика Лепёхина

В Сибири в свое время побывало немало ученых, исследователей, оставивших заметный след в летописи края. Одним из них был и выдающийся русский путешественник и натуралист академик Иван Иванович Лепёхин.

Родился он в 1740 году в семье солдата. В десять лет начал учиться в гимназии при Академии наук. За успехи в учебе и примерное поведение его зачислили студентом в университет. А затем послали для продолжения образования в Страсбург.

В октябре 1767-го Иван Лепёхин вернулся в Петербург, и вскоре его назначили адъюнктом академии «по части естественной истории». В то время в столице как раз началась подготовка академических экспедиций. Лепёхина определили в одну из них руководителем оренбургского отряда.

Знаменательным для 28-летнего исследователя стал 1771-й год: еще до окончания экспедиции его произвели в академики, так что вернулся Лепёхин из путешествия, длившегося четыре с половиной года, уже в другом статусе. А следующей весной неутомимый Иван Иванович уже отправился в новую экспедицию.

С 1774 года и до конца жизни он осуществлял «смотрение» за Ботаническим садом академии. Одновременно в течение 17 лет работал директором гимназии, в которой начинал когда-то свой путь в «ученость». С 1783 года он являлся секретарем Российской академии наук. Главным сочинением, трудом всей жизни ученого, бесспорно, являются его «Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства». Эти книги, содержащие богатейший фактический материал по географии и этнографии России XVIII в., можно с полным правом отнести к важнейшим произведениям русской научной мысли того времени.

Недюжинные познания демонстрирует академик и в области горнорудного дела. Описывая месторождения, Лепёхин, вслед за Ломоносовым, провидчески отмечал: «Если ближайшие к северу земли будут в уважении, то, думаю, Российская Лапландия, изобилующая горными хребтами, откроет любопытному оку сокровища». Потомками ученого было «принято в уважение» это его предначертание.

Задержим внимание читателя на Тюмени, где 240 лет назад, зимой 1770-1771 годов побывал ученый из Санкт-Петербурга. Лепёхин пишет: «Этот город первейшим сибирским городом почитать должно». Упоминает о пушках, с которыми Ермак Тимофеевич пришел в Сибирь, отчего они «примечания достойны».

В Тюмени в то время было четыре деревянных и одна каменная церковь, два монастыря. «Местные жители большей частью питаются хлебопашеством и поделками, а представители купечества содержат мыловаренные и кожевенные заводы. Женщины занимаются вязкой сетей и плетением шелковых кушаков», – повествует Лепехин. В Тюмени «строение все деревянное, которое после пожара порядочными заведено улицами, включая Ямскую и Затурскую слободы, которые пахнут стариной. Поддерживается торговая связь с соседственным ежегодным Ирбитским торжищем». Лепёхин, в частности, отмечает что «Сибирь своими продуктами могла бы снабдевать внутренние российские города. Тучная земля везде урожайную показывает пашню, что дешевизна хлебных припасов довольно доказывает. Кто бывал в дальней Сибири, тот знает дешевизну тамошнего хлеба, с которым, так сказать, крестьяне не знают куда деваться, ибо пуд муки не свыше четырех копеек продают».

Много внимания уделяет академик и окрестным деревням, где ему довелось бывать. «В 15 вёрстах от Тюменя, на правой стороне Туры была деревня Кулаково, в которой по соседству города живет бедное, хлебопашеством питающееся, тюменское купечество и ямщики. Места до сей деревни, кроме Затурского леса, везде открытые, и только небольшие перелески находилися. Река Тура в сем месте высокий имеет глиняный берег, да и все окольные буераки наполнены синеватою вязкою глиною, которую не только в Тюмени, но и в окрестные затурские места завозят на гончарное и горшечное дело».

Затем Лепёхин описывает Каменку – следующее село, встретившееся на пути его маршрута: «Оно построено при устье реки Каменки при возвышенном Туринском берегу и имеет приятное положение. Рукодельные каменские крестьяне и крестьянки привлекли годовое в селе своем торжище на день святого Прокопия, на которое многие купцы из ближайших городов и крестьяне съезжаются с товарами на сельскую руку».

«Каменское рукоделие, – пишет далее автор, – состоит в ткани шерстяных ковров и попон». Попоны ткали из овечьей и коровьей шерсти, но коровья, короткая и жесткая, была неудобна для пряжи, поэтому требовала особой обработки. «Всё приготовление шерсти состоит в щелочении, от которого она мягка становится и бывает удобна в пряже», – объясняет Иван Иванович.

Лепёхин рассказывает и о технологии изготовления ковров. Он сообщает, что они «низкою продаются ценою» – не свыше четырех рублей.

В «Дневных записках…» немало места отведено медицине. На одной из страниц читаем: «Бедственное их (крестьян – В.П.) состояние тем более было, что ниоткуда скорой помощи получить не могли, ибо не только в селах и деревнях нету у нас лекарей, да и в самих городах Диогеновым фонарем их не сыщешь».

Каким виделся академику выход из такого положения? «Нужно предопределяемых в духовный сан в их училищах обучать первым основаниям врачебной науки и приучать их познавать в России растущих врачебных трав действия. От сего немалая бы могла воспоследовать польза нашему народу. Или по крайней мере должно сельских жителей обеспечить кратким и простым наставлением, каким образом поступать в главнейших и обыкновенных болезнях…».

Лепёхин ратует за распространение в крестьянской среде популярных знаний о целебных свойствах растений – «чтобы слог был простой и внятный, а важнейших трав живые изображения, с которыми бы всяк удобную зеленую траву сравнить мог».

Кстати, в примечании к книге было сказано, что патриотическое желание «незабвенного путешествователя» после его смерти было исполнено: вышел в свет лечебник под названием «Краткое наставление о лечении болезней простыми средствами» в двух частях, разосланное приходским священником во все епархии. В 1817 году вышло 6-е, исправленное и дополненное, издание лечебника.

«Дневные записки…» – исключительно содержательный, литературно подготовленный научный отчет о путешествии в огромные, говоря современным языком, регионы: 145-4-4Поволжье, Урал, Западную Сибирь, Северо-Западный Казахстан. На основе глубоких исследований ученым выносится оценка состояния сельского хозяйства «для получения из земледельства больше пользы», горнорудной и металлургической промышленности, разных промыслов, «полезных мануфактур и фабрик». В сочинении содержатся сведения географического, экономического, исторического, этнографического, медицин-ского и иного характера, имеющие огромную научную ценность, что служит свидетельством энциклопедичности, разносторонности знаний ученого, его необычайного трудолюбия.

 


3346