Прошло два года со времени публикации в нашей газете материала под не совсем приятно звучащим названием – “Дурно пахнущая правда”. Что поделаешь, ведь и на самом деле не всякая, и даже далеко не всякая, правда приятна для восприятия нашими органами чувств. Речь шла о некоем культурном изъяне, к сожалению, присущем нашему, в целом довольно-таки культурному городу. А именно: о катастрофическом дефиците в нашей славной Тюмени общественных туалетов.
Лучше бы, конечно, о такой теме и не вспоминать. Ну, написали разок, и ладно. Ан нет, она сама не даёт о себе забыть, так и лезет на рожон. Бывает, идёшь по городу – и вдруг за каким-нибудь кустом замечаешь бессовестного гражданина, который занимается тем, чем прилично заниматься лишь вдали от посторонних глаз, в специально оборудованных для таких дел местах, их ещё называют отхожими.
Вот такая вот действительность, хотя прошло целых два года. А впечатление такое, будто не два года, а два дня... Другими словами, с августа 2009 по август 2011 года ровным счётом ничего в нашей “неароматной” теме не изменилось. Как был в областном центре дефицит “кабинетов задумчивости”, так и остался. По-прежнему любой из добропорядочных граждан может попасть в неловкую ситуацию, когда ему прямо на улице “приспичило”, а нужное ему “заведение” находится на расстоянии не одной сотни метров. Да его ещё нужно найти! Вот так, поневоле, и становятся порой граждане “бессовестными”. Как осуждать этих невольных “хулиганов” за то, что они, не найдя нужного заведения, поступают “некрасиво”?
“Мне неизвестно, сколько в городе Тюмени должно быть общественных туалетов по нормам. И тем не менее я точно знаю, что эти нормы не соблюдаются”. Это я процитировал сам себя, свою заметку двухгодичной давности. К этому могу добавить: по санитарным нормам на каждые 500 человек населения должно быть оборудовано одно отхожее место. Стало быть, на Тюмень с её 600-тысячным населением – 1200. Но если бы это правило соблюдалось, то, наверное, каждое такое заведение находилось бы в поле зрения, проблема как таковая отсутствовала бы. Как, например, она отсутствует в Лондоне, где туалет буквально на каждом углу. Или в Берлине, где аж 16 тысяч клозетов.
А вот в Тюмени эта проблема существует, никуда не делась. И, видимо, из-за каких-то очень важных причин.
Между тем речь идёт об очень серьёзных вещах. А именно, о нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Предусмотрены этим законодательством и меры ответственности за неисполнение предписанных норм и правил. Мне опять придётся процитировать самого себя: “Что-то мне не припоминается случай, чтобы какое-то должностное лицо, от которого напрямую зависит обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и которое с этой своей обязанностью не справилось, было наказано...” С тех пор прошло два года. Где наказанные? Ау, отзовитесь!
Впрочем, я несколько ошибся, сказав, что в нашем славном городе ничего не изменилось в отношении вышеназванного культурного изъяна. Есть изменение! Если два года назад посещение общественного нужника стоило 10 рублей, то сейчас – 20. Может быть, это связано с тем, что развитие туалетного сервиса шло у нас не по линии количества, а по линии качества? К примеру, решили наши бизнесмены, специализирующиеся на “отхожем промысле”, перенять японский опыт. В Стране восходящего солнца многие общественные туалеты напоминают дворцы и оборудованы по-императорски: играет музычка, в воздухе витает запах фруктов, сиденья подогреты... Увы, наши примитивные будочки для отправления естественных нужд дворцами не стали. В них, как и прежде, зачастую грязно, нет воды, “смотрящая” тётенька не выдаёт положенный клочок мягкой бумажки... Вот такой в прямом смысле слова ненавязчивый сервис, за который почему-то надо платить в два раза дороже прежнего.
Ещё раз упомяну Японию: их “навязчивый” сервис предоставляется тамошним гражданам абсолютно бесплатно!



