Доброволец

Любовь Андронова родилась в сентябре 1921 г. в с. Спасское Ялуторовского уезда Тобольской губернии, ныне Шатровский район Курганской области. Отец, Роман Исаакович, был рабочим, коммунист с 1913 года, возглавлял местную коммуну «Луч солнца».

А до рождения Любы, в феврале, в селе произошел кулацкий мятеж. Были арестованы жены коммунаров с детьми и приговорены к расстрелу, в том числе и мать Любы – Елена Яковлевна. Но их вовремя освободили подоспевшие партизаны.

Восьмилетней девочкой Люба с родителями приехала сначала в Тюмень, вскоре – в с. Каменку, а затем – в с. Молчаново, где отец работал председателем колхоза.

В Тюменском краеведческом музее имеются фотографии Р.И. Андронова и материалы о его деятельности на посту председателя колхозов в селах Спасское, Каменка и Молчаново.

Убежденный коммунист воспитывал своих пятерых детей в духе патриотизма, и они твердо знали, что сначала надо думать о Родине, а потом о себе.

Люба после школы и курсов машинисток устроилась работать в Тюменский горвоенкомат. 22 июня 1941 года, как и миллионы советских людей, она услышала страшное слово «война». И в тот же день комсомолка подала заявление о зачислении в ряды Красной армии. Ее просьбу удовлетворили и направили на курсы радистов-телеграфистов в г. Свердловск. С ноября 1941 г. до конца войны находилась в действующей армии, принимала участие в боевых действиях на Калининском, Центральном, Воронежском, на Первом Украинском и Первом Белорусском фронтах.

В составе 1-й гвардейской танковой армии сражалась под Сталинградом, в боях на Белгородско-Курском направлении. Участвовала в Белгородско-Харьковской, Черниговско-Припятской, Днепровско-Карпатской, Львовско-Сандомировской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. Особо отличилась в Сандомирской. С 4 по 12 августа 1944 г. была дежурной телефонисткой на переправе через реку Вислу в районе деревни Нагаюв. Авиация противника ожесточенно бомбила переправу. Авиабомбы взрывались вблизи укрытия, где находилась младший сержант Андронова. Мужественная связистка ни на минуту не отходила от аппарата. Рядом находилась и позиция нашей зенитной артиллерии. Вокруг был кромешный ад.

В марте 1945 г. находилась на окраине города Лабес. Противник напал на телефонную станцию. Весь личный состав вступил в бой. У аппарата осталась одна Люба, чтобы поддерживать связь штаба фронта с танковой армией. Несмотря на исключительно опасную обстановку, она так и не покинула позицию.

После войны Люба рассказывала своим родственникам: «Стало страшно, когда прервалась связь и некого было послать для устранения порыва, сама бросилась на его поиски. Кругом шла перестрелка. Передвигаясь по-пластунски, от воронки к воронке, вскоре обнаружила обрыв. Устранила его и быстро вернулась к телефону».

Во время Берлинской наступательной операции младший сержант Андронова вновь проявила мужество и отвагу. 20 апреля 1945 г., находясь на западной окраине г. Мюнхенберг, телефонистка обеспечила бесперебойную связь штаба гвардейской танковой армии с наступающими войсками. Снаряды рвались в 15-20 метрах от связистки, но она не ушла в укрытие и продолжала дежурить у телефонного аппарата.

За отличное несение службы и не-однократное обеспечение важных переговоров младший сержант Л.Р. Андронова получила три благодарности от члена военного совета 1-й гвардейской танковой армии гвардии генерал-лейтенанта танковых войск Н.К. Попель, которые хранятся в семейном архиве Андроновых до сих пор.

В грамоте, адресованной участнику взятия Берлина 826-го отдельного линейного батальона связи младшему сержанту Л.Р. Андроновой, написано: «Вы до конца выполнили свой долг перед Родиной в Отечественной войне, прославив русское оружие на полях великих сражений с немецкими оккупантами, навеки прославив сталинскую гвардию. Военный совет 1-й гвардейской танковой армии отмечает ваше героическое участие в исторических боях за овладение столицей немецкого империализма – Берлином и поздравляет вас с Победой.

Берлин. 9 мая 1945 г.».

Есть грамота от командующего 1-й гвардейской танковой армии гвардии генерал-полковника танковых войск Михаила Ефимовича Катукова. За проявленное мужество Любовь Романовна   была представлена к награждению орденом Красной Звезды. Для получения ордена нужно было задержаться после окончания войны. Ждать?! Да разве можно было ждать девушке, измотанной четырехлетней войной? Хотелось поскорей в далекую маленькую сибирскую деревеньку Молчаново, к любимой маме, которой из Германии дочь выслала две фотографии. На одной из них надпись:

«В память славной, родной моей мамочке.

В дни Отечественной войны.

Как я наскучалась по тебе, моя родная. Слов нет описать это.

Ну, скоро и наша встреча, а там уж только смерть разлучит нас.

До скорого свиданья, моя славненькая.

Целую, дочь твоя Люба».

И Люба уехала, не дождавшись ордена. И очень жаль, что награда так и не нашла мою героиню. На память осталась только копия наградного листа. Благо, что другие награды не обошли защитницу Отечества: орден Отечественной войны второй степени, медали «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и многие юбилейные.

В конце боевого пути все части 1-й гвардейской танковой армии были награждены орденами, в том числе и 826-й отдельный линейный батальон связи, в котором служила Л.Р. Андронова, был награжден орденом Красной Звезды и ему присвоено звание Бранденбургский.

В послевоенный период Любовь Романовна трудилась в Ханты-Мансийске начальником отдела кадров на предприятии рыбной промышленности, в Тюмени – в коминторге артели инвалидов войны и в аэропорту Плеханово.

Любовь Романовна Андронова ушла из жизни в 75 лет и похоронена в с. Молчаново.


3152