Диссидент из Ялуторовска

Продолжение. Начало в №№128, 129.

Выписка из приговора:

Именем Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 17–28 февраля и 1 марта 1961 года Судебная коллегия по уголовным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Федюкина,

народных заседателей Федорович, Топорец,

с участием прокурора Будкова,

при секретаре Колодезной,

рассмотрев в закрытом судебном заседании в городе Хабаровске дело по обвинению:

ПОЛЕТАЕВА Валентина Поликарповича, 1928 года рождения, уроженца с. Слободо-Бешкильское Исетского района Тюменской области, русского, ранее исключенного из членов КПСС, образование высшее юридическое, кандидата юридических наук, в течение 1960 года нигде не работавшего, по ст. 70 ч. I УК РСФСР.

Заслушав показания подсудимого, свидетелей, выступления сторон и проверив материалы предварительного следствия, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Подсудимый Полетаев в целях передачи иностранцам в 1958–1960 годах изготовил рукописи антисоветского клеветнического содержания и хранил рукопись «Открытое письмо» с конца 1958 года до октября 1960 года.

Так, проживая в гор. Ялуторовске Тюменской области в сентябре–октябре 1958 года в целях передачи иностранцам изготовил рукопись антисоветского клеветнического содержания, в которой, защищая югославских ревизионистов, клеветал на советский государственный и общественный строй, на развитие советского общества, внутреннюю и внешнюю политику ЦК КПСС и советского правительства, дискредитировал советскую действительность, мероприятия ЦК КПСС и Советского правительства, направленные на улучшение деятельности государственного аппарата и освоение целинных и залежных земель.

19 ноября 1958 года, находясь в гор. Москве, Полетаев посетил Югославское посольство с целью передачи указанной рукописи работникам посольства.

Однако, находясь в посольстве, Полетаев отказался от передачи указанной рукописи работникам посольства и вышел оттуда.

При выходе из посольства Полетаев своим поведением вызвал подозрение у постового милиционера и для выяснения его личности был приглашен в 8-е отделение милиции гор. Москвы.

В отделении милиции у Полетаева была обнаружена рукопись антисоветского, клеветнического содержания, которая была изъята работником КГБ.

По данному факту против Полетаева уголовного дела не возбуждалось, а в комитете госбезопасности при Совете Министров СССР с ним была проведена профилактическая беседа. В ходе беседы Полетаев осудил свои действия и антисоветские, клеветнические измышления, изложенные им в рукописи, и написал по этому поводу объяснительную.

В дальнейшем Полетаев от своих антисоветских убеждений и намерений не отказался.

Так, в период декабря 1958 года, мая 1959 года Полетаев изготовил рукопись антисоветского, клеветнического содержания, в которой, защищая югославских ревизионистов, он клеветал на советский государственный и общественный строй, на советскую демократию, развитие советского общества, а также возводил клевету на мероприятия КПСС и Советского правительства.

Указанную рукопись Полетаев озаглавил «Открытое письмо» и ознакомил с его содержанием Полетаеву Л.А., заявив ей при этом, что он намерен передать ее в Югославское посольство.

В начале 1960 года Полетаев изготовил вводную к «Открытому письму», в которой он подтвердил твердость своих взглядов и намеренье передать эту рукопись иностранцам.

В июне-сентябре 1960 года, проживая на квартире у своей сожительницы Чуриловой в гор. Хабаровске, Полетаев размножил указанную рукопись и вводную к ней в двух экземплярах на пишущей машинке, принадлежащей сестре сожительницы Чуриловой.

В конце сентября 1960 года Полетаев написал продолжение к вводной части «Открытого письма», в котором он указал, что полностью придерживается взглядов и намерений, изложенных в рукописи «Открытое письмо» и вводной к ней.

Кроме указанного выше органами предварительного следствия, вменялось в вину Полетаеву, что он среди своих знакомых распространял антисоветские клеветнические измышления, изложенные им в антисоветской клеветнической рукописи «Открытое письмо».

Вину в антисоветской агитации и пропаганде отрицал, сославшись на то, что хотя им и действительно написаны рукописи клеветнического характера, однако цели подрыва или ослабления Советской власти он не имел, написал первую рукопись с целью объяснения при поездке в ЦК КПСС, а рукопись «Открытое письмо» изготовил и хранил для того, чтобы разобраться в своих взглядах и защищаться в случае возбуждения уголовного дела за изготовление первой рукописи и посещения Югославского посольства.

Судебная коллегия находит, что вина Полетаева в изготовлении рукописи антисоветского клеветнического характера, размножении и хранении указанных рукописей с целью передачи иностранцам в судебном заседании полностью доказана исследованной судом рукописью «Открытое письмо» и первой антисоветской клеветнической рукописью (приложения 5–6, 8), показаниями свидетелей Чуриловой, Шпак, Сычева, Тропиной, допрошенных в судебном заседании, показаниями свидетелей Полетаевой, Кручинина, Терьянова, данных ими на предварительном следствии и оглашенных на суде.

Так, свидетель Тропина в суде показала, что в конце июня 1959 года Полетаев Валентин неожиданно появился в гор. Колпино и ночевал у них в квартире. В это время он беседовал с ней и в беседе сказал, что, проживая в гор. Ялуторовске, он написал какую-то статью, которую у нас в Советском Союзе не напечатают, и он собирается передать ее для издания, как ей показалось, за границей.

Эти показания свидетеля Тропиной объективно подтверждаются показаниями свидетеля Полетаевой, данными ею на предварительном следствии и оглашенными в судебном заседании, которые Полетаев признал правильными, а также вводной к «Открытому письму», в котором Полетаев, в частности, указывал, что он от своих убеждений не отказывается и передаст «Открытое письмо», помимо ЦК КПСС, в «честные руки» (см. л. 1–2 (приложения 5–6) «Открытого письма» вводная).

Эти же взгляды и намеренья Полетаев подтвердил продолжением к вводной (приложение 6), из которой видно, что Полетаев от своих взглядов и намерений не отказался.

В этом продолжении Полетаев, в частности, указывал: «Долгий и мучительный путь привел меня к выводу, о котором было сказано в начале этих записок, писалось все это в 1958 году, сейчас на исходе 1960 год, но я, пожалуй, не откажусь ни от одного своего слова. Все, что было написано, – написано сердцем».

Сам подсудимый Полетаев в судебном заседании пояснил, что мысли о передаче этих записей в Югославское посольство у него были, но он от них отказался.

Этот довод подсудимого явно несостоятелен, т. к. он опровергается его вводной и продолжением к вводной «Открытого письма».

Доводы подсудимого о том, что он изготовил «Открытое письмо» и хранил его с целью разобраться в своих взглядах и защищаться в случае возбуждения против него уголовного дела за изготовление первой рукописи, также являются несостоятельными, т. к. противоречат изложенному им во вводной, продолжению к вводной, показаниям свидетелей Тропиной и Полетаевой, а также его объяснительной, данной им в КГБ.

При таких доказательствах судебная коллегия считает, что Полетаев изготовил и хранил рукопись «Открытое письмо» а затем ее размножил на машинке с целью передачи ее за границу иностранцам.

Предъявленное Полетаеву обвинение в распространении им антисоветских клеветнических измышлений в ходе судебного заседания подтверждения не нашло.

Допрошенные в судебном заседании свидетели: Логунов, Воложанин, Шпак, Тропина не подтвердили конкретных фактов распространения Полетаевым клеветнических измышлений.

Что касается свидетеля Полетаевой, то, как видно из ее показаний на предварительном следствии, ее Полетаев знакомил со своей клеветнической антисоветской рукописью «Открытое письмо» как родственницу и просил об этом никому не говорить.

Приведенное выше свидетельствует о том, что Полетаев в этой части подлежит оправданию за недоказанностью.

Действия Полетаева надлежит квалифицировать ст. 70 ч. I УК РСФСР.

При определении меры наказания суд считает необходимым учесть первую судимость, а также раскаянье и признание подсудимым неправильности его взглядов, действий и намерений.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 302–303 УПК РСФСР, судебная коллегия

приговорила:

ПОЛЕТАЕВА Валентина Поликарповича

по ст. 70 ч. I УК РСФСР к трем годам ссылки. В силу ст. 40 УК РСФСР меру наказания к отбытию определить по ст. 70 ч. I УК РСФСР три года ссылки.

Меру пресечения оставить прежнюю – содержание под стражей.

Отбытие меры наказания исчислять с 21 октября 1960 года, зачесть в отбытие меры наказания содержание под стражей, за 1 день содержания под стражей 3 дня ссылки.

Вещественное доказательство, пишущую машинку, возвратить владельцу, гражданке Чуриловой.

Приговор может быть обжалован в Верховный суд РСФСР через Хабаровский краевой суд в течение семи дней с момента вручения копии приговора.

п/п. Председательствующий: Федюкин

Народные заседатели: Федорович и Топорец

Копия верна: член Хабаровского

краевого суда (И. Федюкин)

В посылке из Челябинска есть полный текст «Открытого письма», «Записки из тюрьмы», объемная статья о Шолохове и Солженицыне. В этих материалах, которые читаются на одном дыхании, В.П. Полетаев предстает как страстный публицист, человек с обостренной совестью, истинный гражданин. Красноречивые свидетельства эпохи, публицистические труды нашего земляка в копиях будут храниться в Ялуторовском музейном комплексе. В назидание потомкам.


3136