Его не обманешь, оно чует беду за тысячи вёрст
12 сентября 2002 года в поселке Черноречье Заводского района г. Грозного погиб 22-летний сотрудник ОМОНа ГУВД Тюменской области сержант милиции Серик Садубов. До окончания служебной командировки оставалось всего три недели…
Рядом с машиной, на которой группа бойцов возвращалась к месту дислокации после проведенной операции, разорвался радиоуправляемый фугас. Кроме сержанта Садубова, был тяжело ранен еще один сотрудник ОМОНа, выполнявший вместе с погибшим роль наблюдателя. Остальные четверо бойцов были контужены, но остались в строю.
Раненого сержанта Садубова доставили в госпиталь города Грозного в крайне тяжелом состоянии. Врачи отчаянно боролись за его жизнь, однако серьезное ранение в голову не оставило шансов на благополучный исход.
Спустя какое-то время оперативные работники вычислили и задержали в Чеченской Республике двух мужчин, подозреваемых в принадлежности к незаконным вооруженным формированиям. Во время отработки задержанных на причастность к терактам, пленные сознались в подрыве автомашины «Урал» с группой сотрудников тюменского ОМОНа на окраине Грозного 12 сентября 2002 года.
…Сейчас на карте Армизонского района уже нет населённого пункта под названием Глубокое. А когда-то эта деревенька удачно вписывалась средь лесов, озёр и полей. Куда ни глянь – всюду красотища, аж дух захватывало. Вот в этом природном раю выросла и жила Мария Давыдовна Садубова (в девичестве Квиндт).
Её родителей во время Великой Отечественной войны выслали из Поволжья. Машенька появилась на свет уже здесь, в Армизонском районе, и была шестым ребёнком в семье. Лишь трудолюбие и терпение помогли выжить большому семейству, где каждый обязательно выполнял какую-либо работу по хозяйству. А когда младшенькая подросла, то и она приобщилась к труду.
– Поучиться мне пришлось совсем немного, – вспоминает Мария Давыдовна, – в 13 лет стала дояркой, десять лет доила по шестнадцать коров руками, а потом появились аппараты. Восемнадцатилетней девчонкой вышла замуж, родила дочь Ларису, но с первым мужем не пожилось нам вместе, «разбежались»…
К счастью, молодая женщина не осталась одна с ребёнком на руках, а встретила любовь всей жизни – Андрея Магазановича Садубова – и обосновалась с ним на постоянное место жительства в деревне Бурлаки. Видимо, уроки трудного детства не прошли даром, Мария была хорошей мамой, женой и хозяйкой. С мужем они ладили, родили ещё двух дочерей, а потом и долгожданного сыночка Серика.
Семья Садубовых, как и все односельчане, содержала большое хозяйство. Конечно, дети были первыми помощниками, и сынишка везде поспевал – Серик подрастал смышлёным, общительным, трудолюбивым. После занятий в школе, без каких-либо напоминаний, выполнял посильную работу по дому и только потом уходил играть с друзьями. Очень любил технику, мог разобрать и собрать любой механизм.
– И что интересно, – говорит мама, – даже в раннем возрасте никогда не ломал свои игрушки, бережливый был. За все годы учёбы мы не услышали о нём ни одного плохого слова. Друзья Серика и дочерей шумными компаниями часто бывали у нас в доме, в общем, скучать не приходилось. Но хлопот нам это не доставляло, дети нас никогда не огорчали. Правда, однажды, когда уже после девятого класса сын стал учащимся СПТУ-48, нам высказал замечание директор. Оказывается, наш мальчик во время урока строил смешные мордочки, а все хохотали, что, понятное дело, мешало педагогу проводить занятия…
Мария Давыдовна перебирает фотокарточки сына в семейном альбоме и вспоминает: «Когда мы провожали его на военную службу, собрались родные, близкие нам люди и, конечно, многочисленные друзья. Вечер получился весёлым, по-хорошему шумным. Но, несмотря на песни и смех, сердце Андрея Магазановича тревожно сжималось от предстоящей разлуки с сыном. В час ночи мужу стало плохо, и мы увезли его в больницу. А утром первым автобусом отправили Серика на призывной пункт в областной центр»…
– О том, что папа умер, Серику сообщили уже на призывном пункте 11 ноября, – вспоминает его старшая сестра Лариса. – Серика отпустили на похороны отца, а затем он сразу отбыл обратно. И ровно два года, с перерывом на отпуск, находился вдали от дома. Служил в Военно-морском флоте, скучал поначалу, трудно было, но военная служба ему нравилась. Наверное, поэтому, как только вернулся, сразу решил стать бойцом Тюменского ОМОНа.
– Он был единственным мужчиной в семье и потому пришел брать разрешение на службу в ОМОН у меня, – говорит Мария Давыдовна. – Признаюсь, трудно далось это решение, но я не смогла отказать своему любимцу. Вскоре сыночек мой отправился в первую командировку в Чечню, затем во вторую. Перед тем как в третий раз отбыл в далёкие края, сообщил мне приятную весть, что по возвращении планирует жениться. Я с нетерпением стала ждать сына и готовиться к радостному событию.
Но материнское сердце не обманешь, оно беду чует за версту и за тысячи верст.
– В тот сентябрьский день я истопила баню, а на душе словно тучи собрались, – со слезами на глазах вспоминает Мария Давыдовна. – Никак не могла даже понять причину своего беспокойства. Несколько раз наказывала внуку: если кто-нибудь приедет, то пусть сразу позовёт меня. А кто мог приехать – сама не знала… Ушла в баню, уже домывалась, и тут вошла моя старшая дочь, и так она посмотрела на меня, что я сразу всё поняла. И нечем стало дышать, и сердце будто остановилось совсем. Потом приехали сослуживцы и начальство сына, сообщили, что наш мальчик погиб…
За мужество и героизм, проявленные в ходе проведения контртеррористической операции в Чечне, боец Тюменского ОМОНа Серик Садубов награжден орденом Мужества (посмертно).
Его похоронили на казахском кладбище, недалеко от деревни Прохорово. Сослуживцы и несостоявшаяся жена Ирина не забывают его – в день гибели они обязательно приезжают. Помнят его и односельчане, все, кто знал. Помнят и гордятся!
* Автор признателен сотрудникам районной газеты «Армизонские вести» за помощь в подготовке публикации.