Вроде бы поутихли после грозовых дождей в нашем регионе пожары. Можно подводить некоторые итоги. Цифры статистики пугают. Сгорели тысячи гектаров живописных уголков сибирской природы. В них погибло все живое. Взрослые животные с детенышами, птицы с только что выведенными птенцами, неповторимой красоты бабочки. Впору говорить не только о цифрах и фактах, но и задуматься о причинах возникновения пожаров. Этот вопрос часто задают наши читатели: «Почему это происходит?»
Летчик-наблюдатель Тюменской базы авиационной и наземной охраны лесов Сергей Богданов, который постоянно фиксирует очаги возгораний и передает оперативные данные наземным службам, как-то сказал мне: «Взрослым, особенно тем, кому за сорок, ничего не объяснишь. Их не перевоспитаешь. Уважительное отношение к природе надо прививать с младенчества. И тут очень многое зависит от родителей». Думаю, с этим согласятся все. Приведу несколько примеров. Для размышлений.
* * *
Приезжаю к знакомым на дачу. С главой семейства Егором носим из колодца воду в баню. Тут же крутится его пятилетняя дочурка. И вдруг кричит: «Папа, идите сюда! Смотрите, какой красивый муравей!». Егор мгновенно растоптал его. Спрашиваю, зачем, да еще на глазах у дочурки? «Да они нашу дачу съедят», – отвечает. «Это же лесной муравей, не древесный», – поясняю. Пришлось рассказать больше. О том, что эти трудолюбивые насекомые живут организованными сообществами. Каждый муравей занят собственным делом. Есть у них рабочие, инженеры-строители,
воины-охранники, добытчики-промысловики, няньки и даже целая пожарная команда. Для леса от муравьев только польза.
– Ни фига себе! Ты откуда это знаешь? – задумчиво спрашивает Егор.
– Да еще со школы, – отвечаю.
– А мы это не изучали, – говорит он.
Тем временем к раздавленному муравью подползли два переливающихся на солнце разными красками жука и стали тянуть его с двух сторон, каждый к себе. Картина была комичная. Жуки же эти оказались весьма редкими жужелицами: красотелы пахучие занесены в Красную книгу Тюменской области. Они тоже приносят большую пользу, так как основной их пищей являются гусеницы и куколки ночных бабочек, в том числе непарного шелкопряда – главного вредителя леса и садовых участков…
* * *
Вспомнился и такой случай. В Анапе мы стояли на пирсе в ожидании прогулочного теплохода. Местные мальчишки лет десяти-двенадцати рядом с нами прыгали с причала и ныряли в воду. Один из туристов покурил и выбросил окурок. Старший из пацанов тут же подбежал к нашему соседу и закричал: «Вы зачем окурок бросили?!» Тот только плечи приподнял, а мальчуган многозначительным движением руки с указательным пальцем вверх с трепетной обидой в голосе произнес: «Это же Море!». Пацаны прыгнули с пирса и поплыли к берегу, а нам почему-то всем стало стыдно…
* * *
В мае этого года в родном селе соседка-старушка попросила открыть дверь в давно пустующем хлеву, чтобы ласточки поселились. И объяснила: в прошлом году зять приезжал и запер сарай, вот касаток и не было. Дверь я отворил широко, подпер поленом надежно, чтобы не захлопнулась.
Через месяц узнаю у старушки, живут ли ласточки?
– Нет, – вздыхает она и ворчит на зятя. – Приедет, музыку в машине на всю деревню включит, потом два дня от этого грохота голова болит. Ему что, он с отверткой в руке родился, кроме машин да охоты, ничего не знает. А я ласточек послушать хочу. Они, наверное, обиделись, вот и не поселились…
* * *
Мой знакомый Евгений недавно рассказал, как его воспитывал сын – второклассник. Отец после тяжелого рабочего дня в лесу хотел порадовать семью первыми лесными цветами, привез три подснежника. Сын с порога заявляет: «Папа, ты что наделал? Эти цветы рвать нельзя! Знаешь, как они называются? Прострелы желтеющие, семейство лютиковых! Они занесены в Красную книгу Тюменской области!». Евгению пришлось пообещать сыну, что это первый и последний раз. Оказывается, в школе рассказывают детям о редких и исчезающих видах растений, птиц, животных и насекомых родного края. «И это здорово, хорошо бы, во всех школах так!» – заключил Евгений.
Конечно, многое зависит от педагогов. Они дают школьникам знания по экологии, прививают любовь и бережное отношение к природе. Люди эти увлеченные, энтузиасты своего дела. Можно назвать десятки имен. Заслуженный учитель России Любовь Новопашина за годы работы в Нижнетавдинской средней школе выпустила много отличников. Одна из ее учениц, Ольга Воронова, сегодня возглавляет биофак ТюмГУ. Но самая главная заслуга педагога Новопашиной в том, что она в свое время организовала школьное лесничество, создала отряды «зеленых патрулей», бригады овощеводов и сделала еще многое в деле воспитания подрастающего поколения в духе патриотов родного края и ценителей природы. Все, кто в составе школьного лесничества вместе с работниками лесхоза ездил на посадки сосенок, пихт, кедров, вспоминают те годы как самые интересные. Воспитанники Любови Григорьевны никогда не оставят мусор и непотушенный костер в лесу.
А сколько влюбленных в природу людей воспитали Нина Астанина из поселка Маслянского Сладковского района, Алексей Левченко из села Омутинского, руководитель областного общественного детского движения «ЧИР» Светлана Максимова. На счету Светланы Леонидовны и ее коллег – педагогов из Центра дополнительного образования департамента по спорту и молодежной политике десятки экспедиций, акций по очистке от мусора берегов рек, парков, лесов. И список этот можно продолжать и продолжать.
В эти дни во многих оздоровительных лагерях с детьми работают студенты-биологи, ученые и педагоги, которые помогают им больше узнать о ценности и уникальности живой природы родного края. Устраиваются экологические и исследовательские походы, сплавы по рекам с очисткой от мусора берегов и прибрежных лесов. И это замечательно. Но все-таки напомню о роли родителей в экологическом воспитании детей.
Ранним утром иду на рыбалку. Встречаю пацанов с соседней улицы с удочками. А за плечами у каждого по мешку. Поздоровались. Спрашиваю, что, сети собрались ставить? Нет, отвечают. Оказывается, мусор несут, чтобы выбросить в лесочке. Говорю, сами же здесь грибы будете собирать. А они в ответ: «А куда деваться? Мать заставила…».



