Недавно Андрей Лукич отвечал на вопрос о том, оставлять ли на участке молодые березки, заданный читательницей Ириной Андреевой из Нижнетавдинского района. Я с ответом согласен, но хочу добавить кое-что из своего личного опыта.
Нам выделили четыре сотки в 1980 году. На участке две стройные березки и ольха, на которую очень любили лазать наши дети, а затем и внуки. Со временем ольха помешала, и топор сделал свое дело.
А березки росли и стали могучими кудрявыми красавицами, на одной из них я соорудил скворечник, и однажды там вместо скворчиков вывелся подкидыш – кукушонок. Было интересно наблюдать, как бедные птахи кормили прожорливого приемыша.
Однако мои любимицы помешали соседям – давали тень, а с соседями ссориться не стоит. Спилил одну березку, а на второй год – другую. Дрова нам здорово пригодились, а пни оставил как стульчики, и они сгнили сами по себе, так что не надо было их корчевать.
Участок наш был крайним, и постепенно вместо четырех соток стало одиннадцать. Посадили с женой две сосёночки. Сейчас они превратились в пару разлапистых деревьев. Под одним из них разместили муравейник – привезли из леса. Рыжие труженики живут уже лет семь. Они проложили свою тропу по сосне и ни по каким другим деревьям или кустам не ползают. В жару сядешь под соснами, наблюдаешь за жизнью этих неутомимых насекомых и отдыхаешь в тени.
Между домом и баней росли шестнадцать березок. Когда им стало тесно друг с другом, шесть штук я спилил. Думаю, не развести ли под оставшимися грибы.
Так что теперь на участке в 11 соток у нас настоящий лес: пара сосен, осина, десяток берез. Растет и дубок, я не говорю о яблонях, ирге, сливе, облепихе, можжевельнике, калине, черноплодке.
Какая это благодать! Спилить деревца никогда не поздно, тем более что корчевать пни берез не нужно, зато удовольствия от такого соседства – масса.



