Я прожил в Тюмени всю жизнь. Был свидетелем того, как она развивалась и хорошела.
Первые мои воспоминания связаны с районом Затюменки. Мы с родителями жили тогда на Пролетарской. Многие здания в то время были деревянными. Хорошо запомнил грязь и отсутствие нормальных тротуаров на углу Казанской и Димитровой, куда меня водили в ясли. Потом переехали на ДОК «Красный Октябрь», я пошел в школу № 14, которая находилась на улице Луначарского.
В том районе до сих пор сохранилось великолепное здание, построенное в начале ХХ века по проекту архитектора Алтаржевского.
В годы Великой Отечественной войны это удобное и просторное строение отдали под госпиталь. Нас приводили туда педагоги, чтобы мы общались с ранеными, дарили им свои рисунки, пели, читали стишки. Кроме того, неподалеку был изумительный сад, именуемый в народе «Дунькиным». До сих пор считаю его настоящей ботанической жемчужиной нашего города. Жаль, что его не сохранили.
В том чудесном уголке природы были тенистые аллеи, танцевальная площадка с духовым оркестром, великолепные беседки, откуда открывался замечательный вид на Туру и заречную часть города. Хорошо помню лестницу-спуск к реке и деревянный мост. Мы очень любили гулять с мамой в тех местах. Весной, будучи школьником, я сидел на берегу в маленькой ложбинке и наблюдал, как солдаты взрывали лед перед мостом и его обломки мощным потоком неслись по реке.
Зимой мы с друзьями с визгом скатывались с крутизны берега. Ценой этого веселья были дыры на пальто и штанах. Это сейчас модно ходить в рваных джинсах, а тогда считалось зазорным, и мать, бранясь, искала материал на заплаты.
В начале пятидесятых сад закрыли, а на берегу установили трамплин, который тоже доставил нам немало радости. Катались с него на лыжах так, что дыхание перехватывало. Сейчас на этом месте – мачта высоковольтной передачи.
Еще мне всегда нравились наши храмы. В небольшом по тем временам городе их было достаточно. Правда, они не были так великолепны, как сейчас, но все равно зачаровывали своей красотой.
Приятно было прогуляться по небольшим улицам города и полюбоваться деревянной архитектурой, ее кружевной резьбой. Помню, как удивился, когда заметил, что узоры не повторяются, у каждого дома они свои. Это какую же фантазию надо было иметь зодчим! Я и сегодня частенько смотрю на эти ажурные убранства. Это настоящая визитная карточка. Отрадно, что многие украшения, которые я помню со времен детства, сохранились до сих пор.
Я уверен, что потери наследия неизбежно отражаются на всех областях жизни общества, приводят к разрыву исторической памяти, а своеобразие облика города определяется наличием в нем выразительности общего силуэта и панорамы, особой живописностью улиц, самобытностью памятников древнего зодчества.
Тюмень была и остается опорным пунктом освоения Сибири, а сейчас она еще и столица нефтяного края, город науки и культуры. Здесь живут, учатся и работают люди, которые делают историю.
Кстати, именно становление тюменского энергетического района неузнаваемо изменило облик нашего края. Так, на месте старой одноэтажной, в основном деревянной столицы Сибири вырос промышленный и культурный центр. Появились высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты. Проложены новые проспекты и улицы, вместо старого помещения вокзала теперь добротное современное здание, вместо аэропорта в Плеханово – красавец в Рощино. Украшением города стали изумительной красоты театр, великолепная областная библиотека имени Д. И. Менделеева и филармония, многочисленные скульптурные ансамбли и фонтаны. Да разве перечислишь все эти благодатные изменения!
Однако при воспоминаниях о старой и тихой Тюмени, ее утопающих в зелени улочках щемит сердце. Нынешний город – высотный, с прекрасными зданиями и возрождающимися храмами, бесспорно, хорош. Но стал таким суетным. Центр всегда перегружен транспортом, новые районы лишены зелени. Не припомню, чтобы за последние десять лет в Тюмени заложили хоть какой-нибудь мизерный сквер, только все под разным соусом – под топор. Это очень печалит, но все равно я безмерно горжусь нашим городом, люблю его и не устаю им восхищаться.
Мне довелось побывать во многих исторических местах: на озерах Байкал и Рица, на Мамаевом кургане в Волгограде, в Московском Кремле. Посетил я и главные музеи столицы и Санкт-Петербурга, Петергоф и Павловск, Брестскую крепость, белокаменные памятники Суздаля, ездил в Болгарию. Так что мне есть с чем сравнивать. Заканчивая, хочу сказать: «Край мой родной, моя Тюмень, здесь я вырос, крестился, тут прошла моя непростая жизнь – более 70 лет – и краше тебя нет». Ведь недаром в народе говорится: «В гостях хорошо, а дома лучше». И сколько бы я ни находился за пределами области, сердце мое, душа моя всегда рвались домой, в родную мою Тюмень».



