28 мая Марии Федянкиной, ветерану Великой Отечественной войны и труженику тыла, исполнилось 85 лет! Хочется рассказать о судьбе женщины, пережившей самую жестокую войну прошлого столетия.
Сейчас Мария Денисовна живет в селе Готопутово Тюменской области. Но, обо всем по порядку.
Невидимый бой
Курская область, село Волково. Марии Сапрыкиной (ныне Федянкиной) едва исполнилось 15. Жизнь ее лишь начинала наполняться яркими красками. Казалось, впереди самая прекрасная пора беспечной юности, счастья и любви. Увы…
Не прошло и месяца, как привычный уклад жизни резко изменился. В тот солнечный летний день на колхозных полях, как обычно, трудились юноши и девушки. Внезапно появился нарочный: война! Все на мгновенье замерли. Никто не хотел верить услышанному. Затем с криком и плачем молодые люди бросились бежать домой, чтобы, может быть, в последний раз увидеться с родными.
Трудно описать ужас, пережитый в те дни. Вскоре в их родное село вторглись немецко-фашистские захватчики. Враги разоряли дома. Всюду слышалась грубая немецкая речь. Автоматные очереди, грохот танков и свирепый гулом летящих над головой самолетов. Тревога и постоянный страх за жизнь родных и близких не покидали ни на минуту. Чтобы выжить самому и спасти родных, приходилось трудиться на немцев. Юношей и девушек они заставляли копать окопы – 15 метров в ширину и почти два в глубину. Это все равно, что экскаватором копать траншею под водопровод. А копали обычными садовыми лопатами, которые тупились о твердую, как камень, землю. Домой не отпускали до тех пор, пока не будет завершена работа, чаще всего до поздней ночи. А потом до села нужно было идти пешком 30 километров.
От изнурительной работы можно было избавиться, если перейдешь на сторону врага. Стоило лишь взять в руки автомат и поставить под прицел тех, с кем еще минуту назад стоял рядом в окопе. Самое ужасное, что находились люди, предававшие Родину, товарищей, а главное – себя.
Моменты отчаяния
Не вейтесь, чайки, над морем,
Вам негде, бедняжечкам, сесть.
Летите в Сибирь, в край далекий,
Несите печальную весть.
Несите папаше, мамаше,
Несите жене молодой:
Мы бьемся с проклятым германцем
Сто двадцать четвертым полком.
Словно гимн военному времени со слезами на глазах девчонки повторяли строчки из песни.
Маше приходилось совсем туго. С фронта получила извещение о гибели отца. Старший брат Федор контужен в бою и попал в госпиталь. В деревне свирепствовал голод. Прошлогодние запасы, скотину и кур отобрали немцы. Зимой ели кормовую свеклу, а летом пекли лепешки из лебеды. Сжималось сердце при виде голодных плачущих детей.
Но человек жил верой в победу. Каждый день кто-то на фронте или в тылу отдавал жизнь, приближая долгожданный конец войны. Так было и в семье Сапрыкиных. Арсений Никитич (Машин дядя) был партийным и помогал эвакуировать молодежь и стариков. Его очень уважали на селе. Сам он эвакуироваться не успел, и односельчане предложили ему укрыться в их амбарах, дабы сохранить жизнь. Но Арсений Никитич отказался, так как немцы безжалостно расстреливали всех, кто способствовал партийным. Его и еще 11 работников сельского совета загнали в школу и подожгли строение. Сегодня на этом месте стоит памятник.
Когда ликует сердце
Однажды ночью в село пришли советские разведчики с радостной вестью об отступлении немецких войск. Задержись они всего на пару часов, Маша Сапрыкина с односельчанками ранним утром отправилась бы на работу в Германию по вербовочным повесткам. Бог миловал. Наконец-то люди почувствовали свободу и вместе с советскими солдатами старательно приближали долгожданный День Победы. Трудились без отдыха.
По окончании войны сельские девушки по распределению отправились в Новокузнецк. Марии досталась работа на кирпичном заводе, где она и повстречала своего Николая. Страну необходимо было восстанавливать после военной разрухи, поднимать экономику, налаживать производство. Было трудно, но работа в мирное время и с любимым человеком вселяла надежду на лучшую жизнь.
Шли годы. Вырастили троих детей. Давно уже нет мужа, однако Мария Денисовна счастлива в семье младшей дочери Валентины и любимого зятя Владимира. Теперь у нее пятеро внуков и четверо правнуков. И за каждого из детей болит ее материнское сердце.



