23 мая в исправительной колонии номер 4 г.Тюмени прозвенел последний звонок
Ах, как хотелось бы, чтобы для всех молодых мужчин, коротающих дни своей жизни за колючей проволокой, этот звонок был бы общим сигналом на выход. На свободу. Но нет. Увы…
Это был всего лишь последний звонок для учеников 13-й вечерней школы, многим из которых уже за двадцать лет. По такому случаю начальник учреждения Владимир Курочкин впустил в зону посторонних лиц: матерей и любимых. В эту группу затесался и я. У соседки там сидит сын, и мне профессионально захотелось взглянуть на школу за высоким забором.
Пока мы «парились» в тамбурах пропускной системы, было время перекинуться парой фраз с девушками, терпеливо и кротко переживающими эту вынужденную разлуку и с завидным постоянством навещающими своих возлюбленных.
Вот Юля, например, говорит, что не только дождётся освобождения Виктора Немкова, но и выйдет сразу за него замуж и непременно родит ему двоих детей. Такой же настрой и у Кати, которая идёт к Тимуру Бойсарову. Любовь – удивительная сила! Когда-нибудь она всё-таки спасёт наш мир…
Последний звонок прозвенел нынче для добрых шести десятков человек. Впереди их ждут выпускные экзамены и, кому повезёт, получение аттестатов зрелости.
– Хочу пожелать вам, ребята, – обратился к ученикам с напутственным словом директор школы Андрей Ляпин,– на экзаменах быть спокойными, хладнокровными, хорошо написать сочинение и контрольную работу по математике. К сожалению, не все наши «девятиклассники» дошли до сдачи государственной итоговой аттестации…
Учитель математики Людмила Сепик, проработавшая в этой школе 28 лет и научившая считать за эти годы около десяти тысяч человек, говорит, что среди осуждённых порой попадаются весьма одарённые люди. Несколько десятков её воспитанников после зоны поступили в тюменские вузы, получили высшее образование и теперь являются вполне успешными менеджерами, уважаемыми в социальном обществе людьми.
Классный руководитель выпускников Сергей Бондаренко пояснил приватно корреспонденту, что согласно статье 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ все осужденные до 30 лет обязаны пройти полный курс среднего образования.
– Многие стремятся к знаниям осознанно, – рассказывает Сергей Васильевич. – Большинство ребят понимает, что без аттестата устроить свою судьбу нереально. Некоторых приходится убеждать. Есть, конечно, и процент абсолютно бестолковых «товарищей», для которых известное выражение «украл, выпил – в тюрьму», к сожалению, является руководством к действию.
На торжественной линейке слово предоставили родительскому комитету. От лица матерей к «школьникам» обратилась Наталья Стельмах.
– Ваше решение начать учиться, – сказала она,– мужественно преодолевая в душе тоску, сесть за школьную парту, несмотря на косые взгляды и усмешки, – вот что, на мой взгляд, заслуживает неподдельного уважения и является верным признаком того, что не всё ещё потеряно. Напротив, всё только начинается, ибо настоящая сила – в знаниях. Но главный выбор, который каждый из вас должен сделать для себя на пути к знаниям: во благо они или во зло?..
Своим талантом в этот день поразил гостей Павел Филатов, поэт и исполнитель, лауреат конкурса художественной самодеятельности «Калина красная» УФСИН России по Тюменской области. В его исполнении под гитару прозвучали собственные сочинения, среди которых настоящим патриотическим хитом, заслуживающим, на мой взгляд, всероссийской славы, была песня «Моя Россия». Кто бы мог подумать, что в тюменских застенках живут и творят настоящие гении…
Кстати, о гениях. Когда мероприятие закончилось, мне удалось пообщаться с осужденными. Что читают нынче «уважаемые каторжане»? Каких авторов? Знакомы ли они с бессмертными произведениями Достоевского, Толстого, Куприна – классиков русской литературы. Увы, ни «Преступления и наказания», ни «Анны Карениной», ни «Юнкеров» они не читали.
– Мне Есенин нравится, – вдруг удивил ненец Афанасий Яптунай.
– А можешь что-нибудь наизусть? – спросил я его.
– Не - е, – протянул он, – учить неохота…



