Письменность, культура, просвещение

Были и остаются основой жизни и развития нации

Сегодня, 24 мая, День славянской письменности, культуры и просвещения, который в Тюмени отмечают по традиции торжественно, широко.

Утром в Знаменском кафедральном соборе прошли литургия и молебен – дань памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Они принесли на славянскую землю письменность и приобщили многомиллионные свои народы к мировой цивилизации и культуре (утверждают, что авторам азбуки на ее создание потребовалось долгих сорок месяцев).

Одним из главных событий праздника является 34-я Международная научная конференция «Славяно-русский мир в языковом сознании евразийцев» в Институте гуманитарных наук Тюменского университета. Там же состоится церемония награждения тюменцев-победителей Всероссийской образовательной акции «Тотальный диктант-2011».

Слово и душу не оцифруешь…

Участники конференции на сей раз обсуждают такие интересные темы, как «Славяно-русское самосознание в зеркале литературы и публицистики», «Книжная культура в духовном пространстве», «Русская национальная идея и межкультурная коммуникация», «Языковая картина мира и взаимодействие культур»… Каждый раз на симпозиуме обязательно говорится о необходимости заботиться о чистоте языка, о том, что слово – это нечто уникальное, удивительное, что оно имеет определенный заряд и порядок. «Слово, – отмечалось в одном из докладов, – может быть правдивым, добрым, нежным, ласковым, радующим, несущим мир… Но, к сожалению, оно может быть и лукавым, обманчивым, ложным, злым, жестоким. Всё зависит о того, каково сердце человека». По наблюдениям учёных, сегодня у нас в языке торжествует так называемый «низкий штиль», эра социальной безъязыкости, когда вместо нормальных слов – жаргон, ненормативная лексика. Такой, с позволения сказать, язык закрывает путь к развитию и к движению по пути культуры и гармоничной жизни.

Интересна и сама по себе просветительская и воспитательная природа художественного слова, но по мнению литературоведов, «слово на наших глазах теряет свою былую силу, а причиной, скорее всего, являются пресловутые информационные технологии, содержательно меняющие духовное пространство общества, заполняющие всё и вся, стремящиеся превратить в цифру в том числе и слово – так дело дойдёт и до «оцифровки» души человека». Впрочем, как известно, только зло имеет число, а вот добро таким кодом пока не располагает – его не оцифруешь. Хорошо бы. Только всё равно не покидает ощущение, что информационная составляющая сегодня явно довлеет и вытесняет из обихода слово образное, художественное, слово-общение, слово-мысль…

Иная точка зрения

Что касается «кирилло-мефодиевской» версии развития славянской письменности, то здесь, оказывается не всё так однозначно. Пытливые умы задаются вопросом: «Неужто настоящая история Руси и её развитие культуры начались только с крещения, принесшего письменность, созданную специально для славян святыми Кириллом и Мефодием?». Исследователи замечают, что сам Кирилл свидетельствовал о наличии письменности у славян. Значит, этот «факт наличия» во времена до того, как Кирилл с Мефодием создали её для них – сам по себе звучит нелепо и, возможно, является одной из многих причин к тому, чтобы усомниться в официальной точке зрения.

Или вот такая информация. В начале сентября 1991 г. объединение “Всеясветная грамота” проводило в Москве мероприятие: отмечалось 7 500-летие обретения этой самой Всеясветной грамоты, по сути, рабочей азбуки жречества Руси времён языческой древности. Оказывается, в её состав восприятия входят 64 строчных буковы, 83 над- и подстрочных символа для описания земного плана и 1234 – для Вселенского. Грамота построена так, что, не научившись чувствовать жизнь, соображать и мыслить, освоить её было невозможно. Утверждают, будто Кирилл начал её освоение, но она ему не далась в полном объёме. Тем не менее на её основе он построил алфавит, известный ныне как «кириллица».

Кстати, о существовании более ранних свидетельств наличия письменности на Руси говорилось и в одном из докладов конференции в Тюмени. Назывался он «Загадки дохристианской письменности славян», где собравшимся приводили убедительные аргументы: наши далёкие предки писали при помощи рун и так называемыми «чертами» и «резами», а в раскопках под Новгородом находят «докирилло-мефодиевские» письмена на бересте… на вполне понятном русском языке. Как это объяснить?

Я русский бы выучил…

Разговор о славянской письменности – прекрасный повод вспомнить о самой природе «великого и могучего», о том, что он есть прекрасный дар. Как известно, русский язык является основным средством межнационального общения с самого начала формирования Московской Руси, Российской Империи, СССР, современной Российской Федерации и требует соответствующего уважения, соблюдения определенных правил. О красоте и выразительности, богатстве стилистических ресурсов и особой музыкальности русского языка известно много глубоких, объективных и благородных высказываний известных мыслителей, выдающихся словесников разных стран и поколений. Вспомним слова того же Михаила Ломоносова: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».

По мудрому замечанию академика Сергея Петровича Обнорского, «это великий язык великого русского народа», это главное орудие культуры, основной фактор духовного развития русской нации, творческий источник национального самосознания на всех этапах истории народа, это и залог мощного развития одного из знаковых славянских этносов. Русский язык располагает весьма богатым звуковым строем, обеспечивающим адекватность передачи родной звучащей речи и подавляющего большинства фонем инородных звуковых систем. Особое чувство восхищения вызывает лексическое богатство русского языка. По самым скромным подсчетам, русский лексикон состоит из более чем полутора миллионов слов, если учесть словник русского литературного языка. Лексическая база русского языка дала возможность реализовать свои творческие потенции Ломоносову и Державину, Карамзину и Востокову, Пушкину и Гоголю, Гончарову и Тургеневу, Л. Толстому и Достоевскому, Лескову и Чехову, Горькому и Шолохову, которые, в свою очередь, внесли весомый вклад в лексическую копилку русского языка. Задача нынче состоит, как и прежде, в том, чтобы защитить интересы государственного языка, дать народам России все необходимые знания о нём, его ресурсах, сохранять и приумножать его богатство, объяснять и пропагандировать орфоэпические и грамматические нормы, правила речевой этики и культуры общения.

Высокая миссия

В нашей в области проживает в настоящее время свыше одного миллиона ста тысяч славян (или около 85 процентов от общей численности). Духовное пространство региона в современном его представлении сформировалось в немалой степени благодаря жизнедеятельности именно славянского населения, проникновение которого в Западную Сибирь началось в XI веке, активизировалось в XVI-XVII веках и интенсивно продолжилось в 60-80-х годах прошлого столетия, в период становления и освоения Тюменского нефтегазового комплекса. Влияние славянской культуры, особенно письменной, на культуру здешних малочисленных народов было весьма благотворным и продуктивным. Сохраняя свою национальную самобытность, аборигенное население значительно продвинулось в своем развитии. Материальная и духовная жизнь славян, развитие их социальных отношений, естественно, нашли отражение и в языке – наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памяти славянства. Не зря в свое время Анна Ахматова писала: «Всего прочнее на земле печаль и долговечней царственное слово». Как отмечалось на одной из научно-практических конференций, посвящённых Дню памяти Кирилла и Мефодия, возрождение духовных традиций славян предполагает непосредственное обращение к знанию своей истории, 089-3-2языка, психического склада, а также к формированию общественного мнения, вырабатываемого в процессе коллективных мероприятий, дискуссий, круглых столов, конференций. Тюменская область является связующим фактором духовной культуры народов. Здесь, на просторах бывшей Тобольской губернии, на протяжении веков сложились старожильческие славянские говоры, оригинальный фольклор, свадебные и другие обряды, народные песни и танцы. Все это требует научного и общественного осмысления, восстановления и разумного использования.

 


2446