Родом из чалдонов

Самое главное для него сегодня – рассказать молодым людям о тех неспокойных, наполненных трудом и заботами годах двадцатого века

Чалдоны – это первые ходоки-беженцы из-за Чалы и Дона, которые, спасаясь от крепостнической неволи, двинулись за Урал в поисках лучшей доли. Здесь они осели и освоили малозаселенные просторы Западной Сибири.

Несмотря на известные преобразования в годы Советской власти, регион наш не выделялся среди других районов Сибири экономическим развитием, особенно на Севере, бывшем когда-то местом ссылки зажиточных крестьян. В то время Тюмень и на карте-то не каждый мог найти. Территория ждала своего часа. И он настал.

Открытия тюменскими геологами крупнейших месторождений нефти и газа на севере области разбудили край. К освоению земных богатств была привлечена вся страна, а Тюмень стала называться «стройкой века». Область объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

Естественно, среди первопроходцев оказалось немало выходцев «из чалдонов». Среди них сын учителя из Катайска Сладковского района Виктор Бирюков. Его биография типична. Отец погиб в первые дни на фронте. Осталось четверо детей, Виктор – старший. Вскоре после окончания войны умирает мать. Виктор с 12 лет начинает работать в колхозе, параллельно заканчивает семилетку, а в 16 лет уже трудится учителем и продолжает учебу заочно. Каждый из четырех детей получает высшее образование и признание в обществе. Конечно, приходилось много работать, проявлять упорство и волю. В Сладково Виктор был секретарем райкома комсомола. «Мы оказывали активную помощь колхозам, устраивали субботники и воскресники: убирали урожай, пропалывали поля, а вечерами репетировали и выступали с концертами. Район систематически занимал призовые места на областных смотрах, – вспоминает Николай Данилин. – Хорошо помню руководителей художественной самодеятельности М. Шкурченко, Д. Дынькова, сестер Кудачкиных, Петуховых, Е. Тюканкину, Д. Верхошапова и др. Вскоре Виктора Бирюкова назначают заместителем заведующего отделом комсомольских органов обкома комсомола».

В 1961 году решением окружкома КПСС Виктора Павловича направляют директором в Сургутскую среднюю школу. Кроме знаний, она давала выпускникам специальности: для юношей – механизатора широкого профиля и швеи – для девушек. На предприятиях сельского хозяйства в то время не хватало рабочих рук. Один из выпускных классов во главе с классным руководителем Евгенией Калентьевой решил после окончания школы остаться в местном совхозе. Ребят заверили, что после года работы – поступление в институт вне конкурса. Так оно и было.

Через четыре года первый секретарь райкома партии В.В. Бахилов уговорил Виктора Павловича перейти на партийную работу. Так он стал заведующим идеологическим отделом РК КПСС. В это время в районе развертывались большие дела. В связи с открытием крупных месторождений нефти на базе небольшого рыбацкого поселка Усть-Балык вырастал город, который назвали Нефтеюганском. С целью координации всех работ был создан партком усть-балыкских нефтепромыслов. Виктора Бирюкова утверждают заместителем секретаря.

В январе 1968 года по рекомендации обкома КПСС он был избран первым секретарем Березовского райкома партии. Нелегко начинал свою работу в Берёзово. Многие проблемы приходилось решать нестандартными методами. Первое, что бросилось ему в глаза, уж очень убого выглядел сам райцентр. Здание райкома располагалось в бывшем купеческом доме. Улицы грунтовые, в сточных канавах грязь, в некоторых местах выступают вечномерзлотные линзы. Телеграфные столбы стоят, как пьяные. Освещения нет. В разгар лета перед зданием райкома партии гусеничный трактор провалился в вечномерзлотную линзу по самую кабину. Унылый вид производил и рыбокомбинат с затянувшейся реконструкцией. Оборудование на нем допотопное, с преобладанием ручного труда. Хотя качество продукции здесь было на удивление высокое. Особенно славилась знаменитая сосьвинская селедка.

Но не все было так плохо. Заметно выделялись ухоженностью магазины, в том числе здание райрыболовпотребсоюза, которым руководил А.И. Мальцев.

По всем этим проблемам, будучи в Тюмени, Виктор Бирюков зашел ко второму секретарю обкома Протозанову. Александр Константинович вы-слушал его внимательно и тут же позвонил начальнику Сибрыбпрома Петру Загваздину. С присущей ему прямотой и требовательностью заявил: «До каких пор ты будешь держать Березовский рыбокомбинат в черном теле? В августе к нам приезжает министр рыбной промышленности   Ваняев. Мы с ним непременно побываем в Берёзово, и к тому времени, я думаю, будут приняты все необходимые меры».

А потом обращается ко мне, – вспоминает Бирюков:

– Что касается проблем обустройства Березова, то мы все виноваты, здесь победила ведомственность. Газопромысловое управление, конечно же, надо было посадить в Берёзово, но мы упустили время. Мингаз-пром пробил в правительстве решение о создании управления газовиков в Игриме.

– Что же нам теперь делать? – спрашиваю.

– Как что? Действовать. Если газовики не помогают району, то райком партии у нас зачем? Они же у вас на партучете состоят, действуй.

После долгих раздумий выход был найден. Виктор Бирюков собирает в райкоме партактив Игрима во главе с начальником Игримгаза   Н.С. Кушнаревым. Заходили они в кабинет секретаря, как на парад, в отглаженных костюмчиках, при галстуках, но… в резиновых сапогах. Выждав, когда все заняли места, первый секретарь обратился к Н. Кушнареву:

– Николай Спиридонович, а что же вы приехали на бюро райкома в шляпе, при галстуке, но в резиновых сапогах?

– Дак у вас же в Берёзово без них не пройдешь.

– Почему это «у вас»? У нас, Николай Спиридонович, это мы с вами, члены бюро и райкома, довели Берёзово до такого состояния.

– Не знаю, это надо Гаврина (председателя райисполкома) спросить.

– Ну вот, опять Гаврин. Да у Гаврина в кармане – вошь на аркане да блоха на цепи, – съязвил Бирюков. – Вы видели его бюджет? А техника где? А материалы?

– Что же нам делать?

– Давайте думать. Вот вы вводите Северо-Игримское месторождение. Какая дорога у вас туда запланирована?

– С твердым покрытием.

– А вы знаете, какой грунт по дороге на это месторождение?

– Да, место высокое, песок.

– Вот и давайте проложим на месторождение профилированную грунтовую дорогу. Где места послабее – плиты положим, а большую часть их пустим на центральные улицы Берёзова.

– Виктор Павлович, да меня же за это из партии исключат и с работы снимут.

– Ну, из партии, допустим, исключать не будут, – парирует Бирюков, – мы того не допустим, да и с работы снять не дадим.

В таком же ключе состоялся разговор и с другими приглашенными: начальниками СМУ Г. Рубанко, И. Бабаковым, автобазы – Потаповым. Через неделю руководители Игрима приехали со своими предложениями, и работа началась. В течение лета две центральные улицы, одна из них до самого аэропорта, были отсыпаны грунтом, уложены бетонными плитами, вдоль них поставили телеграфные опоры, натянули линии электропередачи и установили люминесцентные светильники. К годовщине Октябрьской революции был подан свет.

Перемены в райцентре дали толчок к преобразованиям в других сферах. При поддержке райкома и настойчивой энергии командира объединенного авиаотряда М.К. Шаповалова была уложена металлическими плитами взлетная полоса. Качественные изменения произошли в сельском хозяйстве, особенно в оленсовхозах «Саранпаульском» и «Казымском». Сейчас Виктор Павлович с большим удовлетворением вспоминает деятельность секретарей райкома В.Д. Смолеева, А.А. Голованова, работников аппарата В.И. Аренхова, Н.Е. Филиппович, М.Я. Витязева, В.Ф. Фатеева, В.И. Кустышева, Д.Г. Гындшева и других, а также работников райисполкома во главе с председателем Н.С. Гавриным – В.А. Митькову, В.И. Ахтямову, А.Ф. Наук и других.

И, конечно же, определяющую роль в экономике района играла добыча газа. Центром газодобытчиков в Игриме   руководил Николай Кушнарев, его ближайшие помощники – главный инженер Ю.И. Топчев, заместитель директора А.И. Литвинов, главный геолог Г. Заклецкий, зам. по строительству Бегляров. Партком управления возглавлял Василь Фатихов.

Без преувеличения можно сказать, костяк руководителей «Игримгаза» стал основой комплектования руководящими кадрами новых крупных подразделений газовой промышленности на Тюменском Севере.

Рассказывая о работе в Берёзово, Бирюков вспоминает сотни имен и фамилий. Но жизнь сложилась так, что он серьезно заболел. После лечения в больнице и санатории получил новое назначение – секретарем парткома Главтюменнефтегаза.

Это был крупный главк страны по добыче нефти и газа в Западной Сибири. Задача парткома – обеспечить слаженную работу всего коллектива и контроль за выполнением решений партии и правительства.

На заседаниях парткома регулярно ставились актуальные вопросы, обсуждались отчеты отдельных руководителей о выполнении плановых заданий, принятых обязательств по добыче нефти и газа. Никто не находился вне общественного контроля.

Главтюменнефтегаз в те годы был на вершине славы. В декабре 1973 г. его промыслы по суточной добыче вышли на первое место в стране, а через год она составила 370 тысяч тонн.

Орденами и медалями были награждены 1078 рабочих, ИТР Главтюменнефтегаза. Десять человек – буровые мастера Левин, Сергеев, Петров, Ягофаров, Леванов, Калинчук, оператор по добыче нефти Сливин, бригадир вышкомонтажников Вагапов, начальники УБР А.Н. Филимонов и А.Г. Исянгулов – получили звание Героев Социалистического Труда. Лауреатами Государственной премии стали В. Муравленко, М. Сафиуллин, В. Гришин, М. Крист, Воевода, Коломацкий, Исянгулов, Рехвиашвили, Сабирзянов, Калинчук, Хлюпин, а Ленинской премии – Ф. Аржанов, Ю. Фаин, О. Московцев. Сам Виктор Муравленко был награжден третьим орденом Ленина.

15 июня 1977 года случилась беда – умер Муравленко. Прощались с Виктором Ивановичем в зале Дома техники и науки нефтяников.

Началась смена руководства главка, добыча пошла на снижение. В.П. Бирюков проработал еще год и по приглашению Ф.К. Салманова перешел в его ведомство. Здесь он трудился до пенсии. Но и потом без работы жить не мог: был охранником, работал в городском совете ветеранов войны, труда и правоохранительных органов. Его общий трудовой стаж – 56 лет. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и восемью медалями. На днях ему исполнилось 80 лет. Виктор Павлович полон энергии, жажды жизни. Самое главное для него сегодня – рассказать молодым людям о тех неспокойных, наполненных трудом и заботами годах двадцатого века. Из-под его пера вышла не одна книга воспоминаний.


2435