Близится очередной юбилей Тюмени. В такой день принято отмечать успехи, достижения. Но город не стал бы сегодняшним, если бы на его благо не трудились самоотверженные граждане. Вторая половина ХХ века может назвать десятки имен людей, отдавших немало сил развитию нашего края.
Пожелтевший номер газеты «Тюменская правда» от 9 октября 1963 года. А в нем некролог с портретом В.В. Раковского, скоропостижно ушедшего из жизни, члена бюро Тюменского горкома партии, депутата горсовета. Среди подписавших соболезнование Б. Щербина, В. Уграк, В. Хуторянский, А. Протазанов и др. Нынешнему поколению эти имена ни о чем не говорят, но более старшие помнят, что это были первые лица нашего города.
Моя собеседница Галина Савицкая (в девичестве Раковская) начала рассказ об отце, листая страницы семейного альбома и перебирая пакет с документами. Родившийся в марте 1911 г. в Харькове, в семье чистокровного поляка, Викентий Раковский окончил там же институт механизации. К слову, в семье было еще трое детей, и все получили высшее образование, хотя работал один отец. Он служил на сахарном заводе, в 1937 г. был репрессирован, позже реабилитирован посмертно.
Получив направление в Барнаул, Викентий Раковский работал в школе комбайнеров заведующим учебной частью, затем служил в рядах Советской армии. После демобилизации приехал в Тюмень. Шел 1939 год. Технолог, начальник цеха, главный инженер, директор завода «Механик» – записи в его трудовой книжке. В «сороковые роковые» завод был переведен на военное положение и выпускал в ускоренном режиме продукцию для фронта, в основном руками женщин, стариков и подростков. От правительства поступали жесткие телеграммы с требованиями по выполнению плана поставок оборонной продукции. Завод «Механик» в те годы был одним из крупнейших в Тюмени. 20 лет жизни Викентий Викентьевич отдал этому предприятию.
Вспоминает Галина Викентьевна:
– В те годы мы не видели папу дома. У руководителей на заводе в кабинетах стояли кровати-раскладушки, на которых они и спали. С 1944 года он был главным инженером, и мы знали, какой груз ответственности лежал в то время на нем. После окончания войны мы с сестрой и братом всегда с нетерпением ждали папу с работы, чтобы поиграть с ним. Однако такие чудные мгновения случались нечасто – производственные, общественные, партийные дела отнимали у него время. Неистощимый на выдумки, заядлый охотник, он рассказывал байки, которые мы разыгрывали в лицах. Наверное, поэтому все трое по жизни шли активно и всегда достойно несли фамилию отца.
Несмотря на определенное статусное положение, семья скромно проживала в обычном деревянном доме без удобств. Выращивали овощи, которые в редкие свободные минуты Викентий Викентьевич поливал, здесь же играли в теннис и домино с соседями. В 1955-м его назначают директором завода, а через три года переводят главным инженером, затем начальником управления машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности Тюменского совнархоза. В то время сын легендарного Василия Блюхера предлагал В. В. Раковскому переехать в Свердловск, чтобы применить свои знания в административной работе. Но получил ответ: «Я машиностроитель и нужен здесь». Совнархозы ликвидировали, и с 1 марта 1963 года Викентий Раковский возглавил завод медоборудования, где отработал всего семь месяцев – в октябре его не стало.
Вот такой короткий, но емкий послужной список. В трудовой книжке наряду с записями о благодарностях есть и такая, интересная на сегодняшний день, – «премировать ручными часами». Как отмечала «Тюменская правда», «…умелый организатор, человек большой энергии, чуткий и отзывчивый товарищ, неоднократно избирался в исполнительные и общественные органы власти». Многочисленные награды, среди которых орден «Знак Почета», и сегодня любовно хранит Галина Викентьевна. Викентий Раковский прожил всего 52 года, из них 24 отдал тюменской промышленности. А сколько он оставил значимых дел в области становления, затем активного функционирования самых больших предприятий нашего города!
Пережить утрату семье помогали друзья. Особенно благодарна Галина Викентьевна С. Ялтуновскому, бывшему директору завода строительных машин. Его моральная поддержка много значила.
Еще один интересный факт. Могуществом технической мысли в семье Раковских обладал не только Викентий. Его родная сестра Мария, с которой они учились в одном институте, многие годы работала главным конструктором на военном заводе в Харькове.
Жена Раковского, с которой он познакомился в Барнауле, окончила рабфак, слыла первой красавицей (занималась верховой ездой). Раиса Даниловна всегда была его верной спутницей, матерью троих детей и прожила долгую жизнь. Умерла в возрасте 95 лет.
Много лет назад она пригласила приехать в Тюмень своего брата с женой. Супруги Пановы – Вениамин Данилович и Мария Михайловна – вскоре стали известными актерами Тюменского театра драмы.
Немного сегодня найдется горожан, не знающих заслуженного артиста Вениамина Панова, недавно презентовавшего свою книгу «Уют провинциальных сцен».
Дело отца продолжал сын Владимир, он работал в машиностроительном техникуме. Среди наследников Викентия Раковского – пять внуков и пять правнуков, которые проживают в Тюмени, Москве, Харькове.
С течением времени многое уходит из памяти современников. Насколько дальновиден был Иван Бунин, когда сказал: «На мировом погосте звучат лишь письмена». В истории нашего города имя Викентия Викентьевича Раковского осталось для потомков как образец истинного патриота своего края.



