Ленинградцы в Сибири

…Зимой темнеет рано. Потому к деревне Турушевой обоз подошел в сумерках. Мрак плавно опускался на утонувшие в сугробах улицы. Светились редкие огоньки в домах. Сани медленно ползли по снегу. Уставшие лошади двигались неторопливо.

– Сейчас, ребятки, отогреетесь. Вот и приехали!

Закутанная в шали женщина подбежала к одним саням, к другим… Ребятня, завернутая в тулупы и одеяла, сидела тихо – утомила дорога. Лишь самые любопытные вертели головами, пытаясь разглядеть смутные очертания домов.

Дорога была дальней. Где-то далеко позади остался Ленинград. А здесь незнакомая и холодная Сибирь.

У двухэтажного дома сани остановились. Здесь юных ленинградцев уже ждали.

– О том, что к нам привезут детей из города на Неве, мы уже знали. Подготовились к их приезду. Поселились они в большом доме, который у нас назывался черняевским (по имени давнего хозяина). Рядом освободили еще один дом. Все жители, чем могли, помогали. Мы жили ведь тогда одной бедой, – вспоминает Анна Стафеевна Погудина, заслуженная учительница России, а тогда недавняя выпускница Тюменского педучилища, начинающий педагог.

Шел 1942 год. В деревне – бабы да ребятишки. Голодно, бедно. Из еды – картошка и молоко. Вдоволь – только работы. Да слез от похоронок.

…Утром ленинградская ребятня высыпала на крыльцо. Интересно было горожанам знать, что такое деревня, что такое Сибирь. А деревенские ребятишки в заплатанных фуфайчонках, в подшитых пимах молча смотрели на них со школьного двора.

К ленинградцам подошла учительница Миропья Семеновна Вырупаева, улыбнувшись, сказала:

– Бегите в столовую, а потом на уроки в школу. Познакомьтесь с нашими ребятками, подружитесь, мы вас в обиду не дадим.

А в школе все уже было готово к занятиям. Ведь более чем к сотне деревенских учеников добавилось 64 ленинградца.

И вскоре ребятишки, сдружившись, бегали вместе на переменах, играли в снежки.

– С ними приехали взрослые – воспитатели, медик, повар. Руководителем была Людмила Михайловна Цыпленкова. Кстати, родом сибирячка, а перед войной с мужем жила в Ленинграде. Что отличало приезжих мальчишек и девчонок от наших – их сплоченность. Они трогательно заботились друг о друге. И все хорошо учились, старательно занимались. Серьезные очень были. Наверное, рано повзрослели. В глазах у каждого – печаль. И что еще запомнила: никогда наши деревенские детишки никого из приезжих не обижали. Наоборот – жалели, а те – наших, ведь местные и одеты были беднее, и голодные, – продолжает Анна Стафеевна.

Заведующей школой в те годы была Миропья Семеновна Вырупаева. (Позже за труд она получила главную награду страны – орден Ленина). Эта мудрая учительница сумела сплотить педагогов в единый коллектив, цель у которого была одна: сохранить детей, помочь им.

– Ребятишки-ленинградцы хорошо пели, знали много песен, умели читать стихи. А запевалой у них был белоголовенький, очень серьезный мальчик Петя Ларионов. Добрыми запомнились мне те ребята, по сердцу они нам пришлись, – говорит Анна Стафеевна.

Приезжие удивляли не только дружбой, серьезностью, но и вежливостью, уважительным ко всем отношением.

К заботам ленинградцев очень чутко относились и председатель турушевского колхоза Иван Иванович Щергин, председатель сельского совета Енафья Михайловна Каргина. А как подошло время уезжать ленинградцам, провожать их вышла вся деревня. Наверное, многим из тех ребят там, на Неве, частенько вспоминалась сибирская деревенька Турушева.


2149