И мир станет краше

22 апреля – Международный день Земли

В Тюменской области, как и во всей России, с 15 апреля до5 июня проходят национальные дни в защиту от экологической опасности. А сегодня люди доброй воли участвуют в мероприятиях Международного дня Земли.

В рамках этой даты организуются субботники по очистке дворов, парков и скверов, мест отдыха, лесов, берегов рек и озер, акции в защиту и приумножение животного и растительного мира. Об этом мы беседуем с начальником управления экологии департамента недропользования и экологии Тюменской области Ольгой ПЕТРОВОЙ.

– Ольга Александровна, неслучайно в период, когда пробуждается после зимней спячки природа, предпринимаются шаги, чтобы окружающий мир стал чище и красивее. Как говорил герой Экзюпери, «проснулся – убери свою планету»…

– Безусловно. Думаю, каждый в меру своих сил и возможностей может внести лепту в сохранение природы. Мы должны внушать детям: прибираясь дома, не забудь о том, что вокруг тебя. Хорошо, что многие это осознают. Примечательно и то, что власти все больше внимания уделяют проблемам сохранения природы, повышается значимость и самой профессии эколога. С этого года пятое июня в перечне государственных и профессиональных праздников – это День эколога Российской Федерации.

Для того чтобы сохранить неизменной красоту хотя бы отдельных наиболее ценных мест, в области создано восемьдесят семь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) – заказников, памятников природы. Но, к сожалению, ежегодно в ходе их проверки мы сталкиваемся с нарушениями природоохранного законодательства. Вырубки, засорение отходами, добыча грунта и многое другое. Городские памятники природы «Лесопарк Затюменский» и «Лесопарк имени Юрия Гагарина» приходится очищать каждый месяц. Люди, конечно, вправе общаться с лесом, но почему такое общение проходит не на равных? Природа и братья наши меньшие страдают от присутствия отдыхающих. И мы направляем бюджетные средства на патрулирование ООПТ, их охрану от человека, хотя этим средствам можно бы найти иное применение.

На мероприятия в ООПТ тратится много сил и средств. Около полутора миллионов рублей, например, ушло только на очистку и вывозку мусора из Абалакского заказника. Там практически у каждой деревни в лесах были свалки бытовых отходов. Самое обидное, что мы весь день убирали, вывозили эти кучи, а на следующее утро снова возникали груды мусора. За счет областного бюджета для всех деревень, расположенных в заказнике, были закуплены контейнеры, организован вывоз отходов, но жители населенных пунктов почему-то не хотят этим воспользоваться, везут всё в лес. В прошлом году чуть было не сгорела деревня Верхние Аремзяны. Пожар там начался на свалке, устроенной в заказнике. Народ вредит не только природе, но и себе.

– Может, люди мало что знают о ценности заказника?

– Причина, скорее, не в этом (по всему заказнику, и в первую очередь у деревень, расставлены информационные аншлаги), а в воспитании. Вообще, изначально идея создания Абалакского заказника основывалась на исторических фактах, на том, что здесь находится Свято-Знаменский монастырь. Места эти связаны с Ермаком, с культурой сибирских татар, с их священными объектами. Есть немало археологических памятников. По программе «Сотрудничество», которая финансируется Ямало-Ненецким, Ханты-Мансийским автономными округами и Тюменской областью, были выделены деньги на его реставрацию и на создание заказника в целом.

Добавлю, в Абалакском заказнике охраняется очень интересный ландшафт с озером Царево. Оно незаморное, здесь можно разводить маточные стада сиговых. Удивительный ландшафт и у реки Бобровки – с увалистыми урочищами, не характерными для территории Западной Сибири. В этих логах и заказнике в целом произрастают редчайшие, занесенные в Красную книгу Тюменской области растения – например, аир болотный. Известно, что он обитает только в двух местах: здесь и в Ярковском районе.

На территории Абалакского заказника можно развивать экологический и этнографический туризм. Допустимы и регулируемая охота, рыбалка. На озере Волково уже практически создан центр холодноводного рыбоводства, там оказывают услуги по ловле красной и рыбы местных пород.

– Можете назвать еще пару объектов, где «проживают» самые редкие животные и растения?

– Все ООПТ, будь то маленький памятник природы или большой заказник, созданы для того чтобы сберечь какое-то уникальное место. Вот, например, «Марьино ущелье» в Исетском районе. Небольшой, неповторимый уголок сибирской земли. На увале соседствуют растения разных природных зон. С одной стороны – таежные и подтаежные виды, а пройдешь сто метров через бугор – попадаешь в царство степной флоры. Ущелье очень крутое, глубокое, около ста метров. На дне его есть родник, и он, кстати, тоже очень страдает от посещений туристов. В «Марьином ущелье» – популяции сразу нескольких редчайших видов орхидных. К счастью, когда тут был пожар (случившийся по вине отдыхающих), эти растения не пострадали.

Имеются у нас и такие гидрологические памятники, где ничего редкого не растет, но они очень ценны. В Ишимском районе это минеральные озера Плохово и Горькое. Уникальны их воды и грязи.

В резерв для создания ООПТ включено озеро Соленое (Бердюжский район). Люди едут туда дикарями лечиться. Но грязи и вода этого озера очень активны, поэтому необходимы консультации специалистов-медиков. Кстати, Соленое – мертвое озеро. Кроме мелких рачков, там никакой живности нет. В нём никогда не утонешь – вода, как в Мертвом море, держит человека. По нашему заказу Томский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии проводил исследования, которые показали уникальность высокоминерализованных грязей Чедерской разновидности. В них очень много витаминов (С, Р, В6) и других веществ, способствующих излечению от серьезных заболеваний. Такие объекты тоже следует охранять от загрязнения и захламления.

Или возьмем памятник природы «Афонькинский» (Казанский район). Вроде бы ни чем не примечательный безлесный бугор на окраине деревни. Но на этом холме столь богатый «набор» степных растений, какой больше не встречается в таком комплекте нигде на территории области. Здесь же обилие редких насекомых. И, в пример другим селам, местное население знает свой памятник природы и оберегает его.

Такое же уважительное отношение у ишимцев к памятнику природы «Синицынский бор». Из естественных боров он самый южный ленточный бор и растет на боровых песках, поэтому самовосстанавливаться ему очень трудно. Его нужно оберегать всем миром.

– Скажите, а есть такие виды, которые не попали под «охранные грамоты» заказников и памятников природы?

– Практически все редкие виды охраняются в тех или иных ООПТ. Но эти виды подлежат охране не только в них, а на всей территории региона. Показательна в этом смысле липа сердцелистная. Эта широколиственная порода – реликт, сохранившийся с третичного периода. За Уралом, на нашей территории проходят северная, восточная и южная границы её распространения. Вырубки неизбежно приведут к сокращению её ареала, так как восстановиться насаждения самостоятельно не смогут. Потому липа и занесена в Красную книгу Тюменской области.

В части повышения уровня «защищенности» редких видов необходимо отметить, что первоначально у надзорных не было «рычагов» для наказания браконьеров. 069-4-2Благо, инициативу органов исполнительной власти поддержали депутаты и внесли поправки в региональное законодательство. Сейчас мы имеем право наказывать граждан и предприятия, уничтожающие краснокнижные виды. Уже несколько нарушителей привлечено к ответственности за вырубку лип.

– То есть у нас есть что охранять, есть места, где каждый может приложить руку, чтобы сберечь окружающий мир...

– Думаю, очень важно, если в акциях по очистке, благоустройству дворов, улиц, лесов и берегов, в озеленении станут участвовать вместе со взрослыми и дети. Подрастать будут ребенок и посаженное им деревце. Тогда у людей изменится отношение к природе.

 


2104