Философ, критик, писатель

Был солнечный весенний день. Прохожие шли по улице: кто – торопясь, а кто – беспечно. Мне встретился тюменский писатель Станислав Ломакин. Разговорились. Станислав Константинович подарил мне новый выпуск альманаха «Арион», спросил: «Есть минутка?». И стал читать стихи о родном селе Кыштовка, что в Новосибирской области.

Я слушала лирические строки, смотрела на прохожих. Лучи солнца согревали озябший за зиму город, даря тюменцам хорошее настроение. Сделалось тепло на душе от неожиданной встречи. Мы решили, что она не случайна.

Станислав Ломакин отмечает 40-летний юбилей творческой деятельности.

– С 1971 года, как только я начал работать в индустриальном институте, стал сотрудничать с «Тюменской правдой», – рассказывает он, – вел рубрику «Наше духовное наследие», в которой давал анализ работ великих русских религиозных мыслителей. Кроме того, писал литературные рецензии, статьи на темы педагогики.

– Я читала ваши материалы, они невольно выдают в Вас преподавателя философии…

– Некоторые считают, что наука целиком захватывает человека. И затормаживает яркое, эмоциональное восприятие мира. Когда пишешь прозу, размышляешь, пытаешься объективно отразить действительность. Благодаря философии не просто фиксируешь част-ный случай. Философия – наука о всеобщем, она дает наиболее глубокое фундаментальное понимание мира и человека.

– Значит, философия и литература – две ваши любви?

– У меня перевешивает научная стезя. Литература – для отдохновения.

– Вы в Союзе писателей 25 лет. Сколько у вас вышло книг?

– 16. Это научные издания, публицистика, проза.

– В альманахе «Арион» меня потряс ваш трагический рассказ «Верность». Отчего люди стали жестче, эгоистичней, циничней?

– Философия и дает ответ. Еще в 19-м веке определились два мировоззренческих направления: славянофилы и западники. До сих пор между ними противоборство. Есть большая группа людей, придерживающихся ценностей западной цивилизации. Они считают, что мы не достигли интеллектуального, духовного уровня. И что ценности с Запада – свобода, прагматизм, рационализм – должны быть внедрены в наше сознание. Это и происходит. Все больше появляется людей, которым свойственны злопамятство, недовольство действительностью. Проявляется любовь к чуждому. Об этом еще Александр Пушкин писал:

Ты просвещением свой разум осветил,
Ты чистой правды свет увидел.
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел.

Некоторые СМИ навязчиво пропагандируют ценности западной цивилизации. Например, по радио звучит зарубежная музыка, редко услышишь русскую песню. Соборность, эмоциональное, тончайшее движение души, когда человек сопереживает чужому горю, исчезает. Это трагично для общества. Примеры встречаются на каждом шагу. Человеку плохо, он лежит, умирает, а люди идут мимо, думают: пьяный. Разве после войны было такое количество брошенных детей? Сегодня их насчитываются миллионы. Они не учатся, бродяжничают…

– Это социальные болезни…

– Так от чего они?

– Думаю, подрываются духовные корни.

– Безусловно. Корни подрывают – дерево начинает засыхать. Сегодня деньги стали отвратительной доминантой. Иногда говоришь с человеком, смотришь на него, а в нем ничего нет. Для него главное – деньги и секс. Однажды мне студентка заметила: «Ну, что же вы, Станислав Константинович, так эмоционально воспринимаете. Так сердце подорвете».

– И верно, давайте о приятном. Вы с такой любовью, нежностью пишете о животных.

– У нас в семье всегда жили кошка, собака. Я с детства обожал наблюдать за ними. У меня написано боле 40 рассказов о братьях наших меньших. Может, книжечка получится. Сейчас у меня живет кот Васька.

– Как вы относитесь к тому, что немало людей взялось за перо?

– Никого не осуждаю. Если у человека есть деньги, он публикует свои творения. Рецензии не делаются. С другой стороны, есть одаренные люди, которые пишут, что называется, «в стол». Благо, появляются спонсоры, например, Виктор Рябков, Алексей Салмин. Они помогают талантам.

– Интересно, где вы учились?

– Окончил Томский университет. Но до вуза учился в училище механизации. Работал трактористом, слесарем, каменщиком, плотником, шофером, комбайнером. Поступил в высшее летное, но при Хрущеве было сокращение Вооруженных сил, и мы лишь немного полетали. После Томского университета поработал директором школы и уже вот 40 лет преподаю в нефтегазовом университете.

– Более 10 лет вы редактируете литературно-художественный альманах «Арион». Кстати, в нем опубликованы рассказы Сергея Ломакина.

– Это мой сын. Он сочиняет стихи, музыку и поет. Сережа – лауреат Грушинских фестивалей. В альманахе появляются мои статьи, рассказы, но остаюсь верен «Тюменской правде». Потому что в ней наиболее объективно отражаются события, происходящие в области и стране. Эта газета не пытается пропускать через решето то, что написано автором, сохраняет мировоззренческие и содержательные особенности материала. Мне газета дорога еще тем, что опубликованные на ее страницах мои статьи, рассказы вошли в мои книги. Я желаю «Тюменской правде» процветания.

– Взаимно. Успехов вам во всех ваших добрых делах!


2050