Вам нужен тюменский шкаф? Он ещё не продан

По данным статистики, ввоз мебели в Россию из-за рубежа увеличился на 31 процент. В полтора раза выросли поставки из Китая. Как ни странно, импорт этой продукции начал наращиваться со времен кризиса, с 2008-го. За прошлый год отечественные мебельщики сдали свои позиции еще на два процента. Производство плит и фанеры в России только приближается к докризисному уровню, а производство мебели до него вовсе не дотягивает.

Падение объемов во время кризиса испытали на себе и мебельщики УФО, в том числе тюменские, и до сих пор не могут оправиться.

– Нарастает конкуренция на внутреннем рынке, выйти из этой ситуации предприятия мебельной отрасли могут за счет активного освоения рынков стран СНГ, – считает председатель правления Ассоциации мебельщиков Тюменской области, генеральный директор ОАО «Заречье» Сергей Киверин. Аргументированное мнение – «потребление» мебели в России снизилось на 24 процента: кровати и диваны, столы и стулья, шкафы и тумбочки стали товаром отложенного спроса. Есть и профессиональные моменты, тормозящие развитие мебельных производств. Так, господин Киверин сравнил германскую и российскую отрасли, которые не отличаются по техническому оснащению. Но немцы успешны, а мы отстаем по выработке на одного работающего: «при одинаковом удельном весе зар-платы разница в пять раз. Вопрос заключается в неумелой организации производства, неэффективной технологической специализации и низком уровне кооперации». Это признание было озвучено на очередном заседании ассоциации, в работе которого принял участие губернатор Владимир Якушев.

О проблемах и достижениях (они, несмотря на трудности, есть) своих предприятий рассказали руководители Тюменского фанерного завода, ДОКа «Красный Октябрь» и другие. И практически все вели речь о господдержке мебельных производств.

Фанерный завод переживает интересное время. Строит новые цеха, запускает импортные технологические линии, переезжает со старой площадки. Генеральный директор Альмира Каримова сообщила:

– Будем стараться к 2013 году завершить работу по модернизации предприятия. Но у нас есть большая проблема – отсутствие сырья. Сегодня располагаем лишь месячным запасом. Тюменская область поставляет нам только 26 процентов древесины, а мы могли бы перерабатывать 80 процентов местного сырья.

Леспромхозов и лесопунктов в регионе практически не осталось, поэтому остальная часть завозится   из других регионов. Задача трудновыполнимая – нет вагонов под поставку леса. Сложности создала железная дорога, причем по всей России. Разобраться в этой ситуации под силу только федеральной власти. А вот над организацией малых лесозаготовительных предприятий в нашем регионе поработать стоит, подчеркнул губернатор:

– Господдержку следовало бы направить на развитие этих структур. Гораздо интереснее развивать предпринимательскую деятельность и создавать новые рабочие места, тем более когда для завода не хватает местного сырья.

Прямо на совещании директору департамента инвестиционной политики и господдержки предпринимательства Вадиму Шумкову было дано задание – разработать вместе с руководством предприятия конкретные предложения по решению сырьевой проблемы на местном материале.

ОАО ДОК «Красный Октябрь» тоже не ждет у моря погоды. В прошлом году запустило несколько новых направлений, связанных как с развитием мебельного производства, так и с розничной торговлей. Делает мебель на заказ, сотрудничает с Казахстаном – поставляет одной из фирм плиты, взамен получает готовую мебель. (Кстати, и здесь говорили об отсутствии вагонов).   «Красный Октябрь» начал внедрять концепцию мебельного промпарка, открыл филиал фирменного магазина «Мебельвилль» в Сургуте. И тем не менее сетует на «сдерживание развития из-за отсутствия законного источника финансирования», причина – в низкой потребительской активности, о чем я уже упоминала. В таких условиях предприятие несет большую социальную нагрузку – необходима господдержка для наращивания потенциала, сохранения персонала и поиска рынков сбыта, пояснил генеральный директор Владимир Артановский.

Говорили о необходимости государственной поддержки для развития производства, о высоких налогах и затратах на электроэнергию и представители малого и среднего бизнеса – руководитель ООО «Хай-тек» Евгений Первышин и частный предприниматель Константин Косачев. По большому счету, налоги и электроэнергия – тоже прерогатива Федерации, и вряд ли здесь что-то скоро изменится.

Директор фабрики мебели «Интеди» Александр Усольцев затронул кадровую проблему, чем несколько рассердил губернатора. О поддержке предприятиями образовательных учреждений глава региона поднимал вопрос три года назад, но он не был услышан.

– Зарплату выплачивать не хотите, квартиры давать не хотите, а к кадрам предъявляете претензии, – возмутился Владимир Якушев. – Нужны социальные стандарты. Если видите, что работник хороший, перспективный, болеющий за дело – его надо поддержать, чтобы сохранить на производстве. Менталитет надо менять, иначе вы никогда не получите квалифицированных специалистов.

Глава региона предложил схему подготовки кадров, которая применима не только для мебельных производств. Это заключение соглашения между предприятием и учебным заведением. Первое приводит в порядок учебную базу, второе готовит специалистов для этого предприятия по современной программе. Не исключается направление на учебу лучших работников предприятия с сохранением их зарплаты, а также обеспечение выпускников полноценной практикой.

Предпринимателям область помогает – есть специальная программа, но стопроцентную господдержку   даже такой богатый регион, как наш, обеспечить не может. Для сравнения Владимир Владимирович привел Китай. Рабочая сила (потому что ее много) там стоит дешевле, инвестиций в производство вкладывается больше, а стоимость мебели из Поднебесной намного ниже российской. У нас так пока не получается. Ради спасения отечественной мебельной промышленности можно было бы создать высокие заградительные пошлины. Это тоже во власти Федерации, но она на это не пойдет: нелогично – дорога импорту уже открыта.

В таких условиях предстоит работать российским мебельщикам. За рынки сбыта и своего потребителя придется серьезно побороться, рассчитывая только на себя, в лучшем случае – на корпоративное взаимодействие. Легко не будет.


1990