«Железные причины» могут утянуть на дно

Практически полсотни ледовых переправ из 85 действовавших в зимнее время закрыто в автономном округе за первую неделю апреля. На территории Ханты-Мансийского и Кондинского районов – все.

Остались действовать 34 переправы, но и на них, в целях обеспечения безопасности, значительно снижена грузоподъемность. Максимальный предел – 20 тонн. Этому способствовало активное потепление в конце марта. Однажды даже пролился мелкий дождик, что не характерно для этого региона в такое время. В результате снег с зимников сошел, а лед на переправах «прогнил» и стал опасен для передвижения на автомобилях. Многие населенные пункты района до открытия навигации оказались в транспортной блокаде.

Выпавший в начале апреля обильный снегопад оказал медвежью услугу – притупил чувство опасности. У жителей сел и деревень, временно оторванных от Большой земли, появился большой искус выехать хотя бы до окружного центра. Ох уж этот русский «авось»! Ведь прекрасно знают, что основной лед переправы прочнее ничуть не стал, в нем под воздействием высокой температуры уже пошли необратимые изменения. А свежая ледяная корка, образовавшаяся после прошедшей накануне подтайки, может не выдержать веса даже легковушки.

Постовые переправ из числа работников «Северавтодора» подтверждают, что случаи проезда машин из деревень в город не часто, но имеют место, и, главным образом, в ночное время, когда температура воздуха максимально понижается. Кого-то везут в больницу на обследование, кто-то едет в аэропорт встречать родственников. Причины – «железные». А оштрафовать нарушителей дорожники не имеют права. Тут нужны инспекторы ГИБДД. Но для постоянного дежурства на переправах просто не хватает личного состава, поэтому работа в этом направлении носит только рейдовый характер.

А обывателю, чтобы осознать коварность льда, как обычно и бывает, требуется личный неприятный опыт, так сказать, доказательство на собственной шкуре.

Вот, к примеру, кто-то из селян возвращался домой на «буране» и, съехав с берега на лёд закраины, практически тут же провалился. Благо, глубина оказалась небольшой, и горе-водитель сумел благополучно выбраться и преодолеть переправу, оставив за собой грязный гусеничный след. Не проникся лёд «железной причиной» экстремала – проломился.

Новости, как и сплетни, по деревням распространяются быстро. Известие о «настоящем провале» под лёд быстро облетает окрестности. «Свой» пострадал, а не где-то там далеко живущий. Видать, и правда, плох уже ледок, что и снегоход не держит.

Хочется верить, что со дня на день бездумное «форсирование» закрытых ледовых переправ полностью прекратится. Даже выезжающие порыбачить горожане теперь оставляют транспорт возле поста дорожников и дальше следуют пешком.


1961