О чём рассказала старая фотография

В апреле исполняется 77 лет со дня проведения четвертого пленума Уватского райкома комсомола.

Листая протоколы комсомольских собраний далеких тридцатых годов, понимаешь, что жизнь в районе   бурлила. Во всех, даже самых глухих, деревнях были созданы ячейки. Ивановская комсомольская организация закрепила за каждой деревней активных ребят: Лушу Кошкарову (мою мать) – за деревней Шандар, ее сестру Анну – за Амелино. Строгая дисциплина помогала выполнять намеченные правительством планы.

Отчитывались комсомольцы довольно часто: в периоды посевной, уборочной, сенокоса, заготовки веточного корма, ягод. Каждое лето шла подготовка воспитателей для пионерских лагерей. Ликвидация неграмотности тоже лежала на плечах комсомольцев. Мать рассказывала, что они с сестрой Анной долго убеждали посещать избу-читальню свою старшую сестру Агафью, но та отказывалась и на всю жизнь осталась неграмотной. В избах-читальнях работали кружки политпросвещения. Активисты рассказывали о том, кто такие враги народа, как они проникли   в ряды комсомола. Таких молодых людей исключали из организации и передавали в органы НКВД.

Читая протокол комсомольского собрания Ивановской организации, датированный 1933 годом, нашел «новости» о маме. Сестры узнали, что их соседей придут раскулачивать. (А что там за кулаки, если у них только скота побольше, чем у других, да изба побогаче!..) Луша и Анна решили помочь соседям, ночью перетаскали их вещи в свой дом, чтобы после раскулачивания люди не остались с голыми стенами. Но кто-то это заметил и донес в сельский совет.

Председатель сельсовета провел обыск в доме сестер. По его указанию срочно было созвано комсомольское собрание. Председатель потребовал исключить девушек из комсомола и предать суду. Но, слава Богу, большинство было против, и моя мать и тетка остались в комсомоле.

На пленуме ставился вопрос обучения комсомольцев-активистов различным профессиям. По путевкам райкома юноши и девушки уезжали в Тобольск на трехмесячные курсы бухгалтеров, поваров, воспитателей дошкольных учреждений. Моя мать в Тобольске училась на курсах воспитателей, позже в годы Великой Отечественной войны была заведующей яслями в Увате. А еще за плечами мамы Тобольская совпартшкола, где она и познакомилась с главным редактором газеты «Тобольская правда», моим отцом, Ефимом Федоровичем Морозовым. А вот в партию ей так и не пришлось вступить.

Участников пленума по его окончании пригласили сфотографироваться на память. Глядя на снимок семидесятисемилетней давности, я в который раз пожалел, что не расспросил маму и не записал фамилии участников пленума.

Очень хотелось бы узнать фамилии участников четвертого пленума Уватского райкома комсомола, который состоялся в апреле 1934 года.


1875