Чем дальше в прошлое уходит незабываемый день 9 мая 1945 года, тем ярче ореол воина-победителя советского солдата. И все же какими они были на самом деле, наши отцы и деды? Наши старшие братья? О чем думали, о чем мечтали, за что проливали кровь?
В моем домашнем архиве хранятся письма с фронта отца, Алексея Григорьевича Лопаткина. Вот пусть он сам и расскажет о том, как скучал по дому, по семье, по своей любимой. А ведь было ему тогда всего-то 30 лет, меньше, чем сейчас моим сыновьям.
Папа ушел на фронт в августе 1941 года, погиб под Ленинградом в октябре 43-го. В далекой Сибири в родном доме у него остались жена Вера, приемный сын от первого брака супруги, дочь Лара, сын Боря. Третьего ребенка его жена носила еще под сердцем. Назвали его Валерой.
А вот и выдержки из писем:
«…Верочка! Ты, наверное, уже совсем солидная дама стала? Пожалуй, чего доброго не успеем мы Гитлера разбить, как ты, не ожидая меня, сына родишь. Смотри, не ошибись, нынче сыновей больше надо…».
«...Боре скажи, чтоб он рос скорее, а то здесь надо летчиков, и вот все дожидаются, когда Борис Алексеевич придет в Красную Армию бомбить фашистов» (Боре тогда было всего четыре годика).
Из письма к дочери в детский сад:
«Из пушек, Ларочка, мы бьем фашистов. Скоро всех их, собак, перебьем, и тогда я приеду к вам домой.
Передай красноармейский привет всем ребятишкам в детском саду».
Письмо написано печатными буквами, чтобы шестилетняя дочь могла его прочитать сама.
«Милая Вера! Сегодня вспомнил о том, что завтра, 3 июня, – мой день рождения. Вот где судьба велела мне отметить юбилей. Прожил 30 лет – срок приличный, но мне кажется, я совсем мало жил. Ведь я еще молодой, сильный, и неужели судьба скажет: «Все – счет твоим дням закрыт». Черт побери, как жить-то хочется. Жить так, чтобы стремиться домой всегда, как на свидание к невесте, находить сладость этого, находить в своем углу уют, приятный отдых… Лара, Боря и не виданный еще мной Валерик требуют воспитания, отцовской заботы, ласки.
…Так будьте вы прокляты, кто нарушил эту счастливую жизнь, кто собирается сделать несчастными рабами моих любимых жену и детей. Не бывать этому!».
«Сообщаю, что я уже почти здоров, из госпиталя выписался, скоро вернусь в свою часть».
«Вера! Мое здоровье хорошее, жизнь тоже, только скучаю по вас. Стоишь на посту – глаза и уши настороже, а на уме дом, ты, детки, грезится наша будущая встреча, работа, жизнь – как и что буду делать…».
«Армейская жизнь совсем другая. Здесь ни о чем не заботишься, кроме службы и учения, да о чистоте своего оружия. Спать ложишься и сразу засыпаешь, а иногда ночью по сигналу тревоги вскакиваешь и бежишь сломя голову. Другой раз схватишь шинель, противогаз, портянки в руках и в сапогах на босу ногу».
«…Жаль терять друзей. Хотя понимаешь, что следующий бой может оказаться последним и для тебя».
А вот письмо моего старшего брата, тоже Алеши, который пишет маме с фронта:
«Я верю, он жив, мой дорогой папа, он вырастил и воспитал меня. Спасибо ему!».
Надпись на открытке с зимним пейзажем.
«Верочка! Без тебя у меня на сердце такая же зима. Сидящая на дереве одинокая птичка задумчиво коротает холодные зимние дни. Она думает о весне. Я тоже ожидаю весны, а весной будет наша встреча с тобой».
Смерть, видимо, слишком близко ходит, поэтому папа пишет наказ маме:
«Вырасти детей, как садовник любовно растит посеянные им цветы, воспитай в них любовь к Родине, научи их любить труд, сделай их грамотными и всесторонне развитыми людьми. Научи уважать себя и сохрани в них добрую память обо мне».
Мама свято выполнила наказ отца. Воспитала из нас честных и достойных людей. В неимоверно трудных условиях всем троим дала высшее образование.
Вот таким был мой отец. Такими наверняка были и все советские воины того времени. Иначе мы бы не победили в жестокой и кровавой войне. И мне порой горько сознавать: неужели те, кто проливал свою кровь на войне, хотели бы видеть нашу страну такой, какой она стала? Наши отцы, матери, старшие сестры и братья защищали ее от врага, восстанавливали из руин после войны. Наше поколение пережило и перенесло все невзгоды и лишения. Мы учились и трудились, чтобы приблизить светлое «завтра». И то, какое это «завтра» наступило, нас совсем не радует.
Так пусть же луч далекой Победы развеет эту тучу над нашей Родиной. Добрые люди, сплотимся и построим на земле достойную жизнь!



