Уже столько минуло лет, а я до сих пор помню, как проходил службу в армии. Определили меня в Кронштадт в Школу оружия. Я окончил ее по специальности «химик». Затем направили старшим химиком на один их кораблей в дивизион РТЩ, который занимался тралением – уничтожением мин. Их в то время уничтожали путем подрыва, как правило, глубинными бомбами.
Базировались в Кронштадте. Пирс базировался на территории военно-морского завода. Месяц находились на тралении, а потом возвращались в порт на пять дней для текущего ремонта, пополнения топлива, пресной воды, продуктов.
Однажды во время такого «отдыха» меня отправили в комендатуру в ночной патруль. Подойдя к КПП, встретился с моряком. На его бескозырке была гвардейская лента. Дело в том, что на территории завода располагался еще один пирс, где стоял минный заградитель «Ока», который раньше был гвардейским кораблем и назывался «Маржи». Поэтому сначала я подумал, что этот моряк с «Оки», но когда подошел ближе, с удивлением прочитал на его ленточке «Варяг». Я прошел строевым шагом мимо него, отдав честь. Потом только подумал, что надо было остановиться, поговорить.
Утром другого дня, вернувшись на корабль, рассказал командиру о встрече. Он мне сказал, что действительно в Кронштадт приехали герои «Варяга» и сегодня вечером в матросском клубе состоится встреча с ними.
В назначенное время клубный зал был полон. Потом торжественно открыли занавес под музыку из песни: «Носятся чайки над морем, крики их полны тоской». На сцене за столом президиума – высший офицерский состав. Они представили героев. Трое из них были моряки с «Варяга», четвертый – сын командира крейсера.
Мы, затаив дыхание, слушали рассказ матросов о том, как проходил знаменитый бой «Варяга» против эскадры японских кораблей. Прорваться во Владивосток они не смогли, поэтому вернулись в порт «Чемулько». Канонерская лодка «Кореец» была взорвана, а крейсер медленно погружался в пучину.
Когда шлюпки отходили от крейсера, на палубе матросы увидели пса. Это был любимец команды по кличке Фокс. Бросить друга на верную гибель герои не могли, и одна шлюпка вернулась к кораблю за Фоксом. Однако пес отказался подчиниться командам, он принялся лаять и убегать от матросов, будто звал их куда-то. Вскоре выяснилась причина такого поведения. Фокс привел их в корабельный лазарет, где без сознания лежал вестовой командир крейсера Войцеховский. Это тот самый моряк, которого я встретил в Кронштадте на территории военно-морского завода.
Столько лет прошло, а эта встреча с героями «Варяга» и их рассказ запомнились на всю жизнь.



